Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Внутреннее
строение...» дождевого червя, гидры, рыбы,
насекомого, птицы, млекопитающего; изображения детенышей
млекопитающих, влажные препараты «Развитие
зародышей позвоночных», документальный фильм
«Размножение и развитие млекопитающих», модель
«Строение яйца птицы».
ХОД УРОКА
Для закрепления и проверки знаний
проводится работа с кодоскопом с использованием
кодопленок, изготовленных учащимися по
материалам предыдущего урока. Устанавливая
последовательно разные кодопленки, учитель
задает вопросы классу: «Какой вид вегетативного
размножения представлен здесь?», «Какие растения
человек размножает таким способом?», «Какие
растения размножаются таким способом в природе?»
Так же работаем с тестами «Какие утверждения
верны?», «Выбери правильный ответ».
Тест «Какие утверждения верны?»
1. Размножение – характерное
свойство всех живых организмов.
2. Цветок – вегетативный орган.
3. При бесполом размножении образуются половые
клетки. 4.
Почкование – способ бесполого
размножения. 5.
При бесполом размножении образуются
одинаковые дочерние особи.
6. Дрожжи размножаются делением клеток.
7. Споры – это специальные образования для
бесполого размножения, состоящие из нескольких
клеток.
8. Спорами размножаются только мхи и грибы. 9.
Вегетативное размножение – это
размножение растений частями или вегетативными
органами.
«Выбери правильный ответ»
1. В бесполом размножении участвует:
а) 1 особь;
б) 2 особи.
2. Почкование – это:
а) половой способ размножения; б
) бесполый способ размножения.
3. Вегетативное размножение – это:
а) половое размножение;
б) размножение спорами; в
) размножение вегетативными органами
растений.
В ходе беседы вспоминаем, какие
системы органов есть у животных (используются
таблицы), какое значение имеет каждая система,
для чего служит система органов размножения?
Далее учитель обобщает и объясняет
сущность полового размножения животных.
Животные размножаются
преимущественно половым способом. В их
организмах вырабатываются половые клетки,
которые называются гаметами. (Новые термины
записываются на доске.) В половом размножении
участвуют две гаметы – мужская (сперматозоид) и
женская (яйцеклетка).
Далее в процессе беседы и изучения
рисунков на с. 128 учебника разбираем особенности
строения мужских и женских гамет. Животных, в
организме которых вырабатывается только один
тип гамет, называют раздельнополыми. У них в
половом размножении обязательно должны
принимать участие две особи – самец и самка. В
ряде случаев самки и самцы одного вида
отличаются друг от друга и внешне. (Возможные
примеры: рыбы – меченосцы, гуппи; птицы – куры,
тетерева; звери – львы, олени.) Но встречаются и
животные, у которых в одном организме образуются
как мужские, так и женские гаметы. Их называют
гермафродитами. К ним относятся, например,
плоские и кольчатые черви, ряд моллюсков,
некоторые виды рыб.
Для развития будущего организма
женские и мужские гаметы должны встретиться и
слиться друг с другом. Этот процесс называется
оплодотворением, а оплодотворенная яйцеклетка –
зиготой. Наиболее просто происходит
оплодотворение у водных организмов. Особи
противоположного пола выделяют гаметы в воду,
где те находят друг друга и сливаются. Это
наружное оплодотворение. Для повышения
вероятности встречи гамет эти организмы
вырабатывают их в очень большом количестве.
Например, луна-рыба мечет до 300 млн икринок.
Наружное оплодотворение характерно для гидры,
для многих рыб, лягушек.
Более прогрессивный способ –
внутреннее оплодотворение, при котором слияние
гамет происходит в теле материнской особи.
Вероятность встречи гамет при внутреннем
оплодотворении увеличивается, поэтому такие
организмы вырабатывают значительно меньше
яйцеклеток, с большим запасом питательных
веществ. Такой способ размножения характерен для
насекомых, ящериц, змей, птиц, зверей.
Затем учащиеся самостоятельно читают
текст учебника на с. 130 – о сложных формах
поведения животных перед спариванием и
рассматривают приведенные в учебнике рисунки.
После этого отдельные ученики комментируют
рисунки и рассказывают о своих наблюдениях в
природе: как происходит «ухаживание» и
образование пар у птиц и млекопитающих.
После оплодотворения из зиготы
развивается зародыш. Он питается запасными
питательными веществами, которые находятся в
яйцеклетке, а затем переходит к самостоятельному
образу жизни.
Закрепление – выполнение заданий
96, 98,100 в Рабочей тетради на с. 37. Фронтальная
проверка выполненной работы.
Домашнее задание – §19 учебника,
устно ответить на вопросы под рубрикой «Проверь
свои знания» на с. 133 Рабочей тетради.
«Проверь свои знания»
1. Какое значение имеет размножение для
животных?
2. Чем половое размножение отличается от
бесполого?
3. Почему половое размножение – наиболее
распространенный способ размножения живых
организмов?
4. Как называются половые клетки?
5. Где образуются половые клетки?
6. Чем яйцеклетки отличаются от сперматозоидов и
почему?
7. Какие животные называются раздельнополыми?
8. Кто такие гермафродиты?
9. В чем состоит сущность партеногенеза?
10. Какие животные способны к партеногенезу?
11. Что такое оплодотворение?
12. Для каких животных характерно наружное
оплодотворение? |