Оборудование
и материалы: поэма Пушкина
«Полтава»,хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до концаXVIII века ( глава 12:Северная война 1700-1721
гг.,стр.212-215), презентация, включающая в себя карты ,схемы, портреты,
таблицы.
Ход
урока:
На
экран выводится слайд №1 с темой.
Учащимся предлагается прочитать тему и предположить, какие цели урока должны
быть реализованы в ходе урока. Заслушиваютсяпредположения учащихся, ина
экран выводится слайд №2 с
сформулированными целями урока.
Учитель:
Прежде чем приступить к работе мы сделаемнебольшую заготовку. Результаты наших исследований на уроке будем
вносить в таблицу (на экран выводится слайд
№3 с заготовкой таблицы). Учащимся предлагается перечертить заготовку
таблицы в тетрадь.
Историк:
для начала предлагаю вспомнить:
1)С
кем воевала Россия в Северной войне? (выслушать ответы учащихся).
2)Кто
возглавлял Россию?
3)Кто
возглавлялШвецию?
Литератор:
1)Какой
авторписало Полтавской битве?
2)Как
называется произведение Пушкина об этих событиях?
На
экране- слайд №4.
Историк:
Кто пред вами? (учащиеся указывают, что это Петр Iи Карл XII).
Давайте
в документах найдем сведения, характеризующие Петра Iи Карла XII(работа с документами и ответы
учащихся).
Литератор:
А сейчас давайте отыщем в поэме Пушкина «Полтава» характеристики, которые дает
этим историческим деятелям Пушкин (учащиеся работают с текстом и отвечают ).
Литератор:Какой
прием использует Пушкин для характеристики этих героев?
Историк:переломным
моментом в Северной войне стала Полтавская битва, случившаяся в 1709
г.Следующая наша задача- выяснить какими силами располагали противники перед
Полтавской битвой. Прочтите «Обстоятельную реляцию» о Полтавской битве от 28
июня 1709 г.При работе с документом сведения о силах сторон кратко впишите в
таблицу в ваших тетрадях в графу «Историческое освещение»(учащиеся работают с
документом, делают записи в таблицах. Следует заслушать сведения, найденные
учащимися в документе.)
На
экране- слайды №5 и 6.
Литератор:
ребята, давайте поинтересуемся, какие сведения о силах сторон мы можем
почерпнуть из поэмы «Полтава». .При работе с поэмой найденные сведения запишите
а таблицу в графу «Литературное освещение»(выдержки из поэмы, найденные
учащимися заслушиваются).
Историк:
Интересно будет узнать, кто из офицеров командовал войсками России и Швеции.
Предлагаю вам в документе найти имена русских и шведских полководцев и записать
их в таблицу в соответствующую графу(работа учащихся с документом, заслушивание
найденных сведений, записи в тетради.).
На
экране-слайды №7 и 8.
Литератор:А
можем ли мы найти в литературном произведении «Полтава» интересующие нас
сведения о полководцах. Давайте попробуем. Если нам удастся это сделать, то
внесем найденные сведения в нашу таблицу(учащиеся работают с текстом «Полтавы»,
заполняют таблицу, озвучивают найденные отрывки)
Литератор:
Скажите, чем отличается описание Петра Iи Карла XII, сил, которыми располагали
стороны, полководцев в истории и в литературе (учащиеся делают вывод о том, что
в истории сообщаются только фактическиематериалы, а в литературном произведении присутствует эмоциональная
окраска событий.)
Историк:
посмотрите на схему расположения армий перед сражением.
Историк:Незадолго
перед Полтавской Битвой Петр I
устроил смотр войск.
Литератор:
Как Пушкин описывает Петра в этот момент?(учащиеся находят отрывок «И он
пронесся пред рядами…»
Историк:
Затем Петр I
обратился к солдатам с речью. О чем говорил он перед битвой?
На
экране-слайд № 10.(учащиеся
анализируют речь Петра).
Историк:
Полтавская битва произошла 27 июня 1709 г. Я предлагаю заслушать доклад,
отражающий события того дня(выступает ученик, заранее готовившийсообщение, на экране –последовательно слайды №11, 12,13.)
Литератор:
А теперь посмотрим как отражены эти события в поэме «Полтава». .Какие средства
использует Пушкин для описания боя? Какие части речи больше употребляет для
отражения динамичности событий? И, наконец, исторические сведения или
литературное произведение создают более яркое эмоциональное видение событий.(учащиеся
делают выводы).
На
экране- слайд №14.
Историк:
Битва закончилась. Я попрошу сообщить нам итоги Полтавского сражения, используя
документ, которым мы сегодня пользовались. Найденные сведения внесите в таблицы
в ваших тетрадях(работа с документом, таблицей, учащиеся зачитывают найденные
сведения).
Литератор:А нашли ли итоги
Полтавской битвы отражения в поэме Пушкина? Какого отношение к итогом битвы
самого автора? Посредством чего Пушкин выражает свое отношение к битве, ее
итогам, Петру.(учащиеся работают с текстом поэмы, озвучивают найденные сведения
и записывают в соответствующую графу таблицы).
На
экране-слайды №15-16.
Историк:
Полтавская битва была крупнейшим сражением в ходе Северной войны: было
остановлено продвижение шведской армии по Украине, стало окончательно ясно, что
победа России в Северной войне-вопрос времени.
Литератор:Итак,
мы провели свое маленькое исследование .Посмотрите в таблицы в ваших тетрадях,
сравните записи в второй и третей графе. Чем отличаются записи во второй и
третьей графе?(учащиеся говорят, что во второй графе записи более точные, но
«сухие», а в третьей графе записи не такие точные, но более эмоциональные и
образные.
Литератор: Какой вывод мы
можем сделать? Что нужно для того чтобы полнее представлять события?(учащиеся
делают вывод: Для того, чтобы полнее представлять события, нужно изучать не
только исторические документы, но и художественную литературу. История дает нам
точныефакты, а литературные
произведениянаполняют эти факты
эмоциями, чувствами, красками.
Домашнее
заданее-на
экране слайд № 17.
(Еслиесть время, то на экран выводятся слайды 18 и 19).