Понятие о решении уравнения. Решение уравнений различными способами
26.09.2011, 09:18:48
Цели урока:
Образовательные: создать условия для формирования умения решать уравнения при помощи натурального ряда чисел; при помощи таблицы сложения.
Развивающие: содействовать развитию у
школьников умений использовать исследовательский метод познания;
развивать математическую речь учащихся.
Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой и интерес к урокам математики.
Тип урока: изучение и первичное закреплений новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: таблицы с математическими записями, отрезок натурального ряда, натуральный ряд чисел, карточки с уравнениями и равенствами.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Дидактические принципы, типические свойства системы Л.В.Занкова
1.Организацион-ный момент.
- Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, считать, трудиться,
Ведь заданья не легки.
Нам друзья нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Мне бы хотелось, чтобы на уроке царила атмосфера добра и понимания.
2.Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Не забывайте, что на уроке математики мы развиваем математическую речь, учимся доказывать, рассуждать.
- Предлагаю урок начать с гимнастики для ума (Слайд 1).
1. - Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (Можно ответить по-разному: 2, остальные сгорели; 7свячей.)
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
- На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, что короче, в сторону, тогда длинный карандаш окажется с края.)
2. На удочку Андрей
Поймал 6 окуней.
А друг его Сергей
Трёх небольших ершей.
Сосчитай без лишних слов
Этих мальчиков улов.
У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Ещё дала три Алла.
Сколько всего стало?
3. Запишите в дополнительную тетрадь натуральный ряд чисел: (Слайд 2)
3 4 5 6 7 8 9
1 3 5 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 8 9…
4 5 6 7 8 9
- Обоснуйте свой ответ. (Числа записаны начиная с числа 1 и каждое следующее число больше предыдущего на единицу.)
- А что ещё заметили среди данных рядов чисел? (Отрезки натурального ряда чисел.)
- Запишите в тетрадь отрезок натурального ряда, в котором последнее число 9, а всего в нём 7 чисел.
3 4 5 6 7 8 9
- Сегодня на уроке нам эти знания пригодятся.
4. - Перед вами различные математические записи. (Слайд 3) 4+3 5>3 8-1 6+3 7<9 5+4=9 7-2 8-3=5 6-2<7 3+…=7 …+6=8
- Ваша задача разделить на группы эти записи и дать каждой группе название.
- Порассуждайте в парах. Помните, что при решении любой
проблемы можно спорить, но не превращайте спор в ссору. Применяйте
правила спора.
- На какие группы можно разделить математические записи? Выражения
- Что такое выражение? (Выражение – это запись, в которой числа соединены знаками действий, но нет знаков сравнения.) Неравенства (Неравенства – это запись, в которой числа соединены знаками сравнения) Равенства с неизвестным слагаемым.
- Как в математике обозначают неизвестные числа? (Буквами латинского алфавита.)
свойство процессуаль-ности
свойство многогран-ности
(вовлечение в сферу учения реальной разносторонней
деятельности школьников: эмоциональной, волевой, эстетической,
интеллектуальной
принцип ведущей роли теоретичес-ких знаний
свойство процессуаль-ности
(при изучении нового материала происходит возврат к пройденному материалу)
3. Постановка темы и цели урока.
3+Z=7 у+6=8 (Слайд 4)
- Как называются эти математические записи? (Уравнения.) (Слайд 4)
- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестное число, называют уравнением.)
- Какой компонент заменён буквой зет? (Второе слагаемое.) Буквой игрек? (Первое слагаемое.)
- Можете ли вы сформулировать тему урока? (Решение уравнений.
- Главная задача урока научиться решать уравнения разными способами.
прнцип осознания школьниками процесса учения
4. Физминутка (под музыку).
- Чтобы перейти к главному этапу урока, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
5. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику.
- Путешествуя по стране Знаний мы часто обращаемся к учебнику.
- Откройте, пожалуйста, тетрадь-учебник на с. 57, обратите внимание на упражнение 146.
- Прочитайте задание.
- Почему друзья спорят? (Решают какое число спряталось в уравнении.
- Нам нужно помочь им, потому что, если они не знают правила спора, спор может перейти в ссору, а ссора в драку.
- Что же нужно сделать, чтобы решить их спор? (Путём подбора найти спрятанное число.
- Что мы сейчас сделали? (Решили уравнение.)
- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит, найти число, при котором получается верное равенство.)
- Прочитаем правило в тетради-учебнике на с.57. 2. Фронтальная работа. Знакомство со способами решения уравнений.
- Сейчас вы вновь будете маленькими открывателями нового.
- Посмотрите на доску и скажите, как можно решить это уравнение: 2+x= 7 (Путём подбора.)
- В начале урока мы с вами говорили о натуральном ряде чисел, может ли он нам помочь решить уравнение?
- Будем шагать по натуральному ряду чисел вперёд, начиная с 2. Или шагать назад, начиная с 7. Вывод.
- Итак, к нам на помощь пришёл натуральный ряд чисел.
- Каким способом можно ещё решить уравнение с неизвестным слагаемым?
- Перед вами равенства: 5+2=7 5+3=8 4+4=8 5+у=8 (Слайд 5)
- Какое равенство можно назвать лишним? (Слайд 5)
- Какое из этих равенств поможет решить уравнение? (5+3=8)
- Откуда я взяла эти равенства? (Из таблицы сложения.) Вывод.
- Итак, к нам на помощь пришла таблица сложения.
- Что нужно сделать, чтобы решить уравнение? (Нужно найти такое число, чтобы равенство стало верным.)
- Какие способы решения вам известны? (Слайд 6) Путём подбора С помощью натурального ряда С помощью таблицы сложения
свойство процессуаль-ности
принцип ведущей роли теоретичес-ких знаний
принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности
6. Применение новых знаний и способов деятельности.
- Очень хочется проверить ваши знания таблицы сложения и внимание. Самостоятельная работа.
- В номере 150 найдите уравнения: 3+k=6 2+с=8 х+6=9/
- Запишите под каждым уравнением равенства, которые подходят из таблицы сложения. Взаимопроверка.
7. Обобщение. Подведение итогов урока.
- (Слайд 7) Какие открытия на уроке вы для себя сделали? (Решить уравнение можно разными способами)
- У нас сегодня нет на уроке ……
- Сможете ли вы назвать способы решения уравнений? Путём подбора С помощью натурального ряда С помощью таблицы сложения
- Что значит решить уравнение?
8. Рефлексия.
- Покажите карточкой с мимикой, какое у вас настроение. (Слайд 8)
- Урок окончен.