Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:58:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Постэмбриональное развитие
12.08.2011, 20:55:33

Обучающая цель урока:

- знать: различные типы постэмбрионального развития и их стадии;

- понимать: механизмы превращений, лежащие в основе непрямого развития;

- уметь:1. Обосновывать значимость личиночной стадии;

2. Сравнивать бесполое и половое размножение.

Цель личностного развития:

- содействовать развитию творческого мышления, коммуникативных способностей учащихся.

Словарь терминов: экдизон, неотения, имагинальные диски, ювенильный гормон.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Оргмомент и проверка домашнего задания.

Проверка усвоения терминов. Задание «Закончи предложение»:

1.В результате полного дробления зиготы образуется…

2.Полость внутри бластулы – это…

3.Стадия развития зародыша, на которой закладываются органы…

4.Двухслойный зародыш – это…

5.Полость, в которую ведет первичный рот – это…

6.Вторичноротыми животными являются…

7.Стадия развития зародыша, на которой закладываются осевые органы…

8.Эпидермис кожи является производным…

9.Пищеварительная система является производным…

10.Мышцы развиваются из…

11.Третий зародышевый листок – это…

12.Животные, заканчивающие свое развитие на стадии двух зародышевых листков, называются…

2.Почини цепочку (расставить в правильной последовательности  термины и пояснить):

Зигота, бластомер, дробление, гаструла, нейрула, морула, органогенез, бластула.

3.Сравнить по рисунку стадии эмбрионального развития рыб, земноводных, пресмыкающихся и человека. Найти черты сходства и попытаться их объяснить.

4.Проверка творческих заданий.

2.Ориентировочно – мотивационный этап.

Сообщение темы урока и определение целей.

- Что знаю по теме из курса зоологии?                - Что хочу узнать?

1.                                                                                     1.

2…                                                                                  2…

3.Объяснение нового материала.

Постэмбриональный период начинается после рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Типы постэмбрионального развития:

1.Прямое у птиц, млекопитающих и беспозвоночных, у которых яйца богаты желтком.

2.Непрямое:

- с неполным метаморфозом (стадии: яйцо – нимфа – имаго у насекомых);

- с полным метаморфозом (стадии: яйцо – личинка – куколка – имаго у насекомых).

Для прямого типа постэмбрионального развития не характерна личиночная стадия. Для непрямого типа постэмбрионального развития свойственен метаморфоз, т.е. наличие личиночной стадии развития. Лучше всего непрямое развитие рассмотреть на примере насекомых (работа с таблицей).

У насекомых с неполным метаморфозом происходит изменение личинки, сходной со взрослым организмом. Эти изменения сопровождаются линьками и увеличением линейных размеров тела, стадия куколки отсутствует. Такой тип развития характерен представителям отрядов: Стрекозы, Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые и др.

-Как вы думаете, что контролирует линьку у этих насекомых?

Конечно, гормоны, в частности – это гормон экдизон (его еще называют личиночным гормоном). Он воздействует на клетки гиподермы, стимулируя выделять ферменты, растворяющие старую кутикулу. Дальнейшее увеличение концентрации экдизона в гемолимфе ведет к образованию новой кутикулы.

Среди позвоночных животных метаморфоз свойственен амфибиям. Для лягушки, например, характерна личинка головастик, которая сохраняет многие признаки рыб.

- Вспомните, пожалуйста, что общего у головастиков с рыбами?

- О чем это говорит?

После достижения личинкой определенного уровня развития происходит ее метаморфоз под контролем гормона щитовидной железы тироксина. В результате появляются признаки, характерные взрослому организму. Однако личинка тигровой амбистомы (отр. Хвостатые земноводные) – аксолотль в обычных условиях вообще не развивается во взрослую форму, но способна к размножению.

Неотения – размножение на личиночной стадии.

При развитии с полным метаморфозом вслед за стадией личинки развивается куколка, у которой почти все личиночные органы разрушаются, а органы взрослого организма формируются заново из особых зачатков – имагинальных дисков. В течение всей личиночной жизни эти группы клеток остаются в неизменном состоянии и только на стадии куколки начинают оформляться в органы. Контролирует окукливание ювенильный гормон. Высокое содержание этого гормона подавляет метаморфоз, но не влияет на прохождение линьки. В ходе последней линьки количество этого гормона падает и происходит окукливание.

Релаксационная пауза.

И.п. стоя, руки вдоль туловища. Включите свое воображение и представьте себя маленькой личинкой. Покровы тела вам вскоре становятся малы и начинается линька. Изобразите, как вы будете освобождаться от тесных старых покровов. Известно, что в период между линьками, пока не образовались новые покровы, идет рост организма. Поднимитесь на носочки, поднимите руки вверх и потянитесь. Почувствуйте как вы растете. Вернитесь в и.п.

-Молодцы! Садитесь.

4. Осмысление учебного материала.

Итак, нам осталось только выяснить, какой тип развития с эволюционной точки зрения наиболее выгоден. Для этого давайте вспомним зоологию и попытаемся ответить на мои вопросы:

1.Коралловые полипы – неподвижные животные тропической части Мирового океана. Как происходит их расселение?

2.Чем питается бабочка, а чем ее личинка?

3.Каку среду обитания освоили стрекозы, а какую их личинки?

4.Почему оводы во взрослом состоянии не питаются? Как они живут?

5.Почему у ряда паразитических червей на стадии личинки возможно размножение и какое  это имеет значение?

- Так какой же тип постэмбрионального развития  более  оправдан и почему?

Преобразование организма будет наблюдаться на протяжении всего постэмбрионального этапа развития даже у животных с прямым развитием. Постэмбриональный период имеет разную продолжительность. Один из вариантов – поденки, которые в личиночном состоянии живут 2-3 года, а в половозрелом от 2-3 часов до 2-3 дней в зависимости от видовой принадлежности. В подавляющем большинстве случаев постэмбриональный период более продолжителен. У человека он включает следующие периоды:

1.Ювенильный (предрепродуктивный) от рождения до половой зрелости.

2.Зрелости (репродуктивный).

3.Старости (пострепродуктивный).

Постэмбриональный период сопровождается ростом. У многих животных рост прекращается вскоре после полового созревания. В старости происходит уменьшение размеров тела, изменяется характер деятельности эндокринных желез, прекращается гаметогенез и ослабевают физиологические функции. Т.о. постэмбриональное развитие сводится в основном к росту, половому созреванию и репродукции.

- А теперь подумайте, могут ли условия среды оказать влияние  на развитие организма?

- Большинство животных размножается половым путем. Однако, для некоторых организмов характерно и бесполое размножение. Почему сохранились оба способа размножения, но  половое в процессе эволюции стало преобладающим?

5. Закрепление учебного материала.

1. Выбрать понятия, относящиеся к данной теме и объяснить их:

Бластула, ювенильный период, личинка, органогенез, метаморфоз, старение, гаструла, зрелость, куколка.

2.Исключить лишнее из постэмбрионального развития жесткокрылых:

Яйцо, нимфа, метаморфоз, личинка, куколка, прямое развитие, имаго.

6. Рефлексия.

- Что могу и умею?

1.

2…

- Достигнуты ли цели урока?

- Понравился ли вам урок?

7. Домашнее задание 54 (стр. 229 -230), повторить  51 – 54 и подготовиться к обобщающему уроку. Дополнительные задания

Правополушарным (на выбор):

1.Взять интервью у личинки на тему «Каково  быть личинкой?»

2.Нарисовать иллюстрацию к теме «Онтогенез».

Левополушарным:

1.Найти или придумать интересный вопрос творческого характера по теме.

Равнополушарным:

1.Составить кроссворд  с ключевым словом «Онтогенез», включающим не мене 15 слов.

Ученикам, проявляющим повышенный интерес к биологии:

1.Найти информацию о личинках  различных  животных.

2.Написать реферат о механизмах старения организмов.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Носик | Теги: биология в школе, урок биологии, зоология, учителю биологии, конспект урока, готовые конспекты уроков, ботаника
Просмотров: 4554 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0