Обучающая цель урока:
- знать: различные типы постэмбрионального развития и их стадии;
- понимать: механизмы превращений, лежащие в основе непрямого развития;
- уметь:1. Обосновывать значимость личиночной стадии;
2. Сравнивать бесполое и половое размножение.
Цель личностного развития:
- содействовать развитию творческого мышления, коммуникативных способностей учащихся.
Словарь терминов: экдизон, неотения, имагинальные диски, ювенильный гормон.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Оргмомент и проверка домашнего задания.
Проверка усвоения терминов. Задание «Закончи предложение»:
1.В результате полного дробления зиготы образуется…
2.Полость внутри бластулы – это…
3.Стадия развития зародыша, на которой закладываются органы…
4.Двухслойный зародыш – это…
5.Полость, в которую ведет первичный рот – это…
6.Вторичноротыми животными являются…
7.Стадия развития зародыша, на которой закладываются осевые органы…
8.Эпидермис кожи является производным…
9.Пищеварительная система является производным…
10.Мышцы развиваются из…
11.Третий зародышевый листок – это…
12.Животные, заканчивающие свое развитие на стадии двух зародышевых листков, называются…
2.Почини цепочку (расставить в правильной последовательности термины и пояснить):
Зигота, бластомер, дробление, гаструла, нейрула, морула, органогенез, бластула.
3.Сравнить по рисунку стадии эмбрионального развития рыб,
земноводных, пресмыкающихся и человека. Найти черты сходства и
попытаться их объяснить.
4.Проверка творческих заданий.
2.Ориентировочно – мотивационный этап.
Сообщение темы урока и определение целей.
- Что знаю по теме из курса зоологии? - Что хочу узнать?
1. 1.
2… 2…
3.Объяснение нового материала.
Постэмбриональный период начинается после рождения или выхода из яйцевых оболочек.
Типы постэмбрионального развития:
1.Прямое у птиц, млекопитающих и беспозвоночных, у которых яйца богаты желтком.
2.Непрямое:
- с неполным метаморфозом (стадии: яйцо – нимфа – имаго у насекомых);
- с полным метаморфозом (стадии: яйцо – личинка – куколка – имаго у насекомых).
Для прямого типа постэмбрионального развития не характерна личиночная
стадия. Для непрямого типа постэмбрионального развития свойственен
метаморфоз, т.е. наличие личиночной стадии развития. Лучше всего
непрямое развитие рассмотреть на примере насекомых (работа с таблицей).
У насекомых с неполным метаморфозом происходит изменение личинки,
сходной со взрослым организмом. Эти изменения сопровождаются линьками и
увеличением линейных размеров тела, стадия куколки отсутствует. Такой
тип развития характерен представителям отрядов: Стрекозы, Прямокрылые,
Равнокрылые, Полужесткокрылые и др.
-Как вы думаете, что контролирует линьку у этих насекомых?
Конечно, гормоны, в частности – это гормон экдизон
(его еще называют личиночным гормоном). Он воздействует на клетки
гиподермы, стимулируя выделять ферменты, растворяющие старую кутикулу.
Дальнейшее увеличение концентрации экдизона в гемолимфе ведет к
образованию новой кутикулы.
Среди позвоночных животных метаморфоз свойственен амфибиям. Для
лягушки, например, характерна личинка головастик, которая сохраняет
многие признаки рыб.
- Вспомните, пожалуйста, что общего у головастиков с рыбами?
- О чем это говорит?
После достижения личинкой определенного уровня развития происходит ее
метаморфоз под контролем гормона щитовидной железы тироксина. В
результате появляются признаки, характерные взрослому организму. Однако
личинка тигровой амбистомы (отр. Хвостатые земноводные) – аксолотль в
обычных условиях вообще не развивается во взрослую форму, но способна к
размножению.
Неотения – размножение на личиночной стадии.
При развитии с полным метаморфозом вслед за стадией личинки
развивается куколка, у которой почти все личиночные органы разрушаются, а
органы взрослого организма формируются заново из особых зачатков – имагинальных дисков.
В течение всей личиночной жизни эти группы клеток остаются в неизменном
состоянии и только на стадии куколки начинают оформляться в органы.
Контролирует окукливание ювенильный гормон. Высокое
содержание этого гормона подавляет метаморфоз, но не влияет на
прохождение линьки. В ходе последней линьки количество этого гормона
падает и происходит окукливание.
Релаксационная пауза.
И.п. стоя, руки вдоль туловища. Включите свое воображение и
представьте себя маленькой личинкой. Покровы тела вам вскоре становятся
малы и начинается линька. Изобразите, как вы будете освобождаться от
тесных старых покровов. Известно, что в период между линьками, пока не
образовались новые покровы, идет рост организма. Поднимитесь на носочки,
поднимите руки вверх и потянитесь. Почувствуйте как вы растете.
Вернитесь в и.п.
-Молодцы! Садитесь.
4. Осмысление учебного материала.
Итак, нам осталось только выяснить, какой тип развития с эволюционной
точки зрения наиболее выгоден. Для этого давайте вспомним зоологию и
попытаемся ответить на мои вопросы:
1.Коралловые полипы – неподвижные животные тропической части Мирового океана. Как происходит их расселение?
2.Чем питается бабочка, а чем ее личинка?
3.Каку среду обитания освоили стрекозы, а какую их личинки?
4.Почему оводы во взрослом состоянии не питаются? Как они живут?
5.Почему у ряда паразитических червей на стадии личинки возможно размножение и какое это имеет значение?
- Так какой же тип постэмбрионального развития более оправдан и почему?
Преобразование организма будет наблюдаться на протяжении всего
постэмбрионального этапа развития даже у животных с прямым развитием.
Постэмбриональный период имеет разную продолжительность. Один из
вариантов – поденки, которые в личиночном состоянии живут 2-3 года, а в
половозрелом от 2-3 часов до 2-3 дней в зависимости от видовой
принадлежности. В подавляющем большинстве случаев постэмбриональный
период более продолжителен. У человека он включает следующие периоды:
1.Ювенильный (предрепродуктивный) от рождения до половой зрелости.
2.Зрелости (репродуктивный).
3.Старости (пострепродуктивный).
Постэмбриональный период сопровождается ростом. У многих животных
рост прекращается вскоре после полового созревания. В старости
происходит уменьшение размеров тела, изменяется характер деятельности
эндокринных желез, прекращается гаметогенез и ослабевают физиологические
функции. Т.о. постэмбриональное развитие сводится в основном к росту,
половому созреванию и репродукции.
- А теперь подумайте, могут ли условия среды оказать влияние на развитие организма?
- Большинство животных размножается половым путем. Однако, для
некоторых организмов характерно и бесполое размножение. Почему
сохранились оба способа размножения, но половое в процессе эволюции
стало преобладающим?
5. Закрепление учебного материала.
1. Выбрать понятия, относящиеся к данной теме и объяснить их:
Бластула, ювенильный период, личинка, органогенез, метаморфоз, старение, гаструла, зрелость, куколка.
2.Исключить лишнее из постэмбрионального развития жесткокрылых:
Яйцо, нимфа, метаморфоз, личинка, куколка, прямое развитие, имаго.
6. Рефлексия.
- Что могу и умею?
1.
2…
- Достигнуты ли цели урока?
- Понравился ли вам урок?
7. Домашнее задание 54 (стр. 229 -230), повторить 51 – 54 и подготовиться к обобщающему уроку. Дополнительные задания
Правополушарным (на выбор):
1.Взять интервью у личинки на тему «Каково быть личинкой?»
2.Нарисовать иллюстрацию к теме «Онтогенез».
Левополушарным:
1.Найти или придумать интересный вопрос творческого характера по теме.
Равнополушарным:
1.Составить кроссворд с ключевым словом «Онтогенез», включающим не мене 15 слов.
Ученикам, проявляющим повышенный интерес к биологии:
1.Найти информацию о личинках различных животных.
2.Написать реферат о механизмах старения организмов. |