Эпиграф к уроку:
«Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,
два тона – это уже соотношение, это жизнь.
Цвет значим только в соотношении с соседним…
Запомните свое первое впечатление…
Это чувство – самое главное». Анри Матисс
Цель урока: Формирование у учащихся понимания
значения цвета как средства создания художественного образа.
Задачи:
- Познакомить с такими направлениями в искусстве, как
импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый
валет».
- Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в
картине.
- Развить навыки пейзажной живописи.
- Воспитать любовь к окружающей природе.
Материалы и оборудование:
- Для учителя: мультимедийный проектор, презентация
слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
- Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка,
баночка с водой.
План урока:
- Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему занятия.
- Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и
обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
- Сообщение учебного материала.
- Творческая практическая деятельность учащихся.
- Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Ход урока
На данном уроке мы построим живописное произведение по законам
контраста.
В живописи контраст является одним из важных художественных
выразительных средств.
По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна,
проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом
пользовались в своем творчестве Э.Делакруа, Рембрандт, В.Д.Поленов,
К.А.Коровин, И.И.Левитан, И.Е.Репин, Анри Матисс, В.Ван Гог, О.Ренуар,
И.Машков, П.Кончаловский, Поль Сезанн, М.Ларионов, Аристарх Лентулов и
многие художники.
(Начинается показ презентации).
В XIXвеке во Франции возникло художественное направление –
импрессионизм(от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874
г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История
движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к
совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов,
начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными
мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания
картины.
В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм
(от фр.les fauves-дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над
формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был
кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать
значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И
еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали
полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было
раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».
В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых
живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников,
протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели
соединить достижения французского авангарда с исконно русскими
традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере.
Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил
Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх
Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн.
«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые
взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения
настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог.
Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной
мелодии – цветовой темы картины.
Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции
создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст
теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм,
который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины.
Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к
основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более
контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и
холодные цвета
- оранжевый – синий,
- желтый – фиолетовый,
- красный – зеленый,
- красный – синий
помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними
придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в
практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при
смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь.
В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое
различие, противоположность») называется сопоставление противоположных
друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их
усилению.
Основные контрасты: (показ слайдов)
- теплые пятна – холодные пятна
- яркие пятна – приглушенные пятна
- крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
- темное - светлое
- четкий контур – размытый контур
- первый план – дальний план
В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за
счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в
результате мы имеем необозримое количество гармонических пар.
Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга.
(Показывается таблица гармонических пар).
бледно-фиолетовый |
зеленый |
голубой |
ярко-оранжевый |
голубой |
коричневый |
темно-синий |
бело-желтый |
небесно-голубой |
золотисто-желтый |
сине-зеленый |
красный |
зеленый |
розовато-фиолетовый |
розово-золотисто-пурпурный |
голубой |
светло-охристый |
светло-синий |
розовато-фиолетовый, вишневый |
бледно-зеленый |
синий, изумрудно-зеленый |
оранжево-желтый |
зеленый |
алый |
Коричневато-зеленый (табачный) |
нежно-алый |
Светло-зеленый (холодный или теплый) |
ярко-красный |
зелено-синий |
золотисто-розовый |
белый |
красный |
Задание детям: Создайте живописные работы, в
которых цветом выражаются ассоциации вызванные при встрече с природой:
«сосны на закате», «лунная ночь», «парусник в море», «тропики»,
«новогоднее настроение», «земляничная поляна», «закат в горах» и т.д.
Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней
тщательности и конкретности. Важно добиться удачного колористического
решения, убедительных цветовых отношений. Надо поставить перед собой
задачу, чтобы каждый мазок красочного слоя был нового оттенка, в
результате картина будет вибрировать цветами. Нужно обязательно
продумывать, в результате чего каждый новый мазок краски будет нового
цветового оттенка, т.к. на предмет в целом оказывают влияние рефлексы
окружающих предметов, солнечное освещение, небесное освещение, толща
воздушной среды, тень.
Дети выполняют творческую работу.
Оформляется выставка работ, проводится обсуждение.
Итог урока: Судя по работам учащихся, цвет в руках
художника – удивительный инструмент, с помощью которого он может
создавать неповторимые произведения искусства.
Это особый язык живописи и освоение этого языка очень увлекательное и
полезное занятие. Урок научил нас наблюдать и находить в окружающей
природе прекрасную музыку цвета, а также умело переносить свои
впечатления на картину. |