Задачи и цель урока: проверить усвоение учащимися учебного
материала; актуализировать и структурировать его в сознании учащихся,
создав основу для последующего изучения творчества А.С.Пушкина и истории
русской литературы в целом. Ход урока Вступительное слово
учителя: Пушкин – явление необычайное не только в русской литературе, но
и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период
классической литературы, «золотой век» русской словесности. Сегодня
мы проведем урок-конкурс по повести «Капитанская дочка», над которым
Пушкин начал работать в 1833 году. А какая дата проставлена Пушкиным на
последней странице этого романа? (19 октября 1836 года – знаменательный
для поэта день – 25 годовщина со дня открытия Лицея). Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы: • В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев? (в Семеновский полк - сержантом) • Когда Петруша выучился русской грамоте?
(с пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному
Савельичу, под надзором которого на двенадцатом году выучился русской
грамоте). • Кем был в своем отечестве француз Бопре? ( парикмахером, а потом в Пруссии солдатом). • Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу? (французскому и немецкому языкам и всем наукам). • Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?
(Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений
печатались списки высших и гражданских чинов, а также роспись дворцовых
приемов). • Эпиграфом к «Капитанской дочке» является русская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы её целиком? («Береги платье снову, а честь смолоду»).
Учитель: Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо
установить значение слов стремянный (слуга, ухаживающий за лошадью
своего господина), контракт (договор, письменное соглашение), волнение
желчи (раздражение). Учитель: А теперь, ребята, мы проведем следующий тур конкурса, который называется «Узнай героя»:
1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и в
китайском халате. Увидев Гринева, он подошел, сказал несколько ласковых
слов и стал опять командовать. (капитан Иван Кузьмич Миронов) 2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин) 3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. ( Савельич).
4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми
волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша
Миронова) 5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В
черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и
бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
(Пугачев) 6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными
усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в
бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты. (Иван Иванович Зурин – ротмистр гусарского полка). 7. Ещё в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. (Андрей Петрович Гринев)
8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбурге от начала октября
1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду
не являлся. (Гринев Петр Андреевич) Учитель: ребята, участвуя в
очередном туре, вы должны выполнить следующее задание: вместо точек
вставить нужные слова в следующих предложениях: • Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора…(Петра III.) • Петруша прилаживал мочальный хвост к … (мысу Доброй Надежды.) • Шаматон – это …( бездельник, шалопай) • Савельич был и денег, и белья, и дел моих…( рачитель) Учитель: а теперь следующий тур конкурса – блиц-опрос: 1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович) 2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна) 3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Савельев) 4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Егоровна)
5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с
похвалой отозвался известный русский поэт. Назовите его. (Александр
Петрович Сумароков). 6. Во времена правления какой царицы происходит действие повести? (Екатерины II). Учитель: тур «Подумай и ответь» поможет еще раз проверить ваше знание повести: • Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? ( вожатым).
• Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор повести?
(Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и
выведет его на правильный жизненный путь) • Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой)
• За кого выдает себя Емельян Пугачев и на какой исторический пример
ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория
Отрепьева) • Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и
Гринева? (Во время казни Пугачева, который « узнал его в толпе кивнул
ему головою») Учитель: а теперь вас ждут тестовые задания: 1. Повесть «Капитанская дочка» относится к а) классицизму б) романтизму в) реализму 2. В повести рассказывается о: а) народном восстании б) царствовании Екатерины II в) русском обществе XVIII века 3. Основная тема повести: а) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой б) рассказ о военной службе Петра Гринева в) картина народного восстания 4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исторические персонажи: а) Александр II и Степан Разин б) Екатерина II и Емельян Пугачев в) Емельян Пугачев и Александр I 5. Основная проблема повести: а) чести и долга б) отцов и детей в) любви и измены 6. А.С.Пушкин написал следующие произведения: а) «Цыганы» и «Мцыри» б) «Цыганы» и «Капитанская дочка» в) «Цыганы» и «Недоросль»
Заключительное слово учителя: итак, ребята, мы сегодня поговорили о
замечательной повести Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор
отразил важнейшее событие в жизни России – восстание под
предводительством Емельяна Пугачева. Рефлексия: • Какие чувства владели вами во время урока? • Затруднялись ли вы отвечать на вопросы? • О чем хотели бы сейчас спросить, кому бы адресовали свой вопрос?
|