Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:03:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ПОВЕСТЬ И.ТУРГЕНЕВА "ВЕШНИЕ ВОДЫ"
19.11.2011, 12:32:00

Цели урока:

  • Расширить мир читательских восприятий учащихся по творчеству И.С.Тургенева через знакомство с его внепрограммными произведениями.
  • Поговорить со старшеклассниками о странностях любви, о слабохарактерности, которая может привести к неэтическим поступкам.
  • Выяснить, почему счастье, которое было так возможно между Дмитрием Саниным и Джеммой, не состоялось.
  • Через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.

Ход урока (Драматургия урока)

I. Экспозиция.

Эпиграф.

Не улетай, не улетай,
Живой мечты очарованье!
Ты возвратило сердцу рай –
Минувших дней воспоминанье.
Николай Языков «Элегия».

Музыкальное сопровождение:

1. П.И.Чайковский «Времена года. Апрель. Подснежник».
2. Романс Н. Абаза на стихи И.С.Тургенева «В дороге».

Зрительный ряд.

1. Портрет И.С.Тургенева.
2. Рисунок «Джемма и Санин в саду».
3. Рисунки – символы:

  • Железное кольцо.
  • Бутон красной розы.

(Эти предметы являются визуальными носителями художественной детали в повести И.С.Тургенева « Вешние воды».)

4. Выставка книг И.С.Тургенева.

II. Завязка действия.

Вступительное слово учителя.

Лучшая пора в жизни человека – его молодость, потому что тогда в нём зажигается и горит то «священное пламя, над которым смеются только те, в чьихсердцах оно либо погасло, либо никогда не вспыхивало».

Личность писателя была особенно ощутима тогда, когда он писал о любви. Почему? Этот вопрос я адресую вам, юноши и девушки. Имя какой женщины стало для Тургенева символом добра, нравственной красоты, любви?

(Полина Виардо. Несколько слов об этой женщине и об отношении к ней Тургенева. Можно зачитать отрывки из письма Ивана Сергеевича к Полине Виардо.)

«В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мною».

Тургенев чрезмерно преклонялся перед женственностью, но в этой тургеневской идеализации есть своё обаяние, необычная прелесть, своя правда. Писатель создал галерею обаятельных женских образов – «тургеневских девушек». Они отличаются тонкой душевной организацией, благородством идеалов и стремлений. С образом одной девушки мы уже познакомились. Вы вспомнили? Конечно, это Ася из одноименной повести Тургенева. Сегодня следующая встреча, с Джеммой из повести «Вешние воды».

III. Развитие действия.

1. Осмысление названия «Вешние воды».

Словарь Ожегова: Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

У И.С. Тургенева – вешние воды – применительно к человеку. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток.

2. Осмысление эпиграфа к повести.

Весёлые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!
(Из старинного романса.)

Настроение писателя поэтически выражено в эпиграфе к повести. Дело в том, что находясь во Франкфурте, Тургенев влюбился в красавицу итальянку, послужившую прототипом героини «Вешних вод» - Джеммы.

3. Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень.

(Гл. 30. В этой главе мы найдём значение имени героини. « - Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет!

 - Другой Джеммы на свете нет! – подхватил Санин.

 - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень»).

4. Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало). « В кондитерскую, с рассыпанными по обнажённым плечам тёмными кудрями, с протянутыми вперёд обнажёнными руками, порывисто вбежала девушка лет девятнадцати…»

«Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…»

Отмечаем глаза – тёмно- серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джемы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.

5. Портрет Санина (гл. 14.) Немного расплывчатые черты, голубые глазки. « Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатоевыражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детейстепенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье - имягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».

  • Что вас настораживает в его облике?
  • О чём предупреждает автор читателей?

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет? « Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины.

6. Какой поступок Санина делает его благородным рыцарем в глазах Эмиля,братаДжеммы и в глазах самой Джеммы?

7. Что подарила Джемма Санину перед дуэлью с Донгофом? (Живую розу, отвоёванную Саниным).

8. Почему она её сберегла?

(Джема постепенно привязывалась к Санину, она его уже любила, но ещё робела перед нахлынувшим чувством к этому странному русскому барину.)

9. Можно ли дуэль, произошедшую между Саниным и Донгофом, считать серьёзной?Если нет, то почему? (Глава 22.)

10. Какую миссию возложила на Санина мать Джеммы?Почему он её не смог выполнить? (Гл.24. Фрау Ленора хотела, чтобы Санинпосоветовал Джеме не отказывать господину Клюберу стать его женой.)

Зачитайте встречу героев в саду. Санин уже влюблён? А Джемма?

11. Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой считать испытанием любви героя к Джемме? (Конец главы 33, начало 34.) Если да, то почему?

« … и на пороге появилась молодая красивая дама в белом шёлковом платье, с чёрными кружевами, в бриллиантах на руках и на шее… Её густые русые волосы падали с обеих сторон головы – заплетёнными, но не подобранными косами».

12. Сравнение М.Н.Полозовой с кем настораживает вас? Это пресмыкающееся и хищная птица.

 Змея и ястреб (гл.42). Женщина – кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)

 Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва.

 (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)

13. Можно ли эту сцену считать кульминационной в развитии действия?

( Конная прогулка Санина и Полозовой. Гроза в лесу. Раскаты грома, сверкающая молния и т.д.)

14. Что несла Санину любовь Джеммы?

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

15. Что несёт Санину любовь графини Полозовой?

Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Вывод: герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу. Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из женского кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только скоротечности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.

IV. Эпилог.

 Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Куда отправляется герой, чтобы «… вспомнить и лица, давно позабытые…»?

Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.

Друг И.С.Тургенева П.В.Аненков дал повести такую оценку: «Вышла вещь блестящая по колориту, по энергии кисти, по завлекательной пригонке всех подробностей к сюжету и по выражению лиц».

Английский писатель Томас Пери, прочтя « Вешние воды», писал: «Всякий, кто читает Тургенева, знает, с какой чудной силой повествует он о любви. Может быть, нигде это ему не удаётся лучше, чем в повести «Вешние воды».

Другая грань таланта И. С.Тургенева. Поэзия.

Под музыку Н. Абаза звучит стихотворение « В дороге». (Если есть запись романса, лучше прослушать его.)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно
Просмотров: 2959 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0