Цель: Повторить материал по математике за курс начальной школы. Расширить знания о многозначных числах новыми понятиями. Развивать скорость счета, память, логическое мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность. На доске запись: «Знать и уметь». Знать: Знать разряды и классы многозначных чисел, величины, математические действия, алгоритмы.
Уметь: Уметь читать многозначные числа, давать им характеристику,
раскладывать на разрядные единицы, преобразовывать величины, умножать и
делить многозначные числа, определять порядок действий в выражениях,
определять типы задач и решать задачи изученных видов. Тип урока: повторение изученного материала. Оборудование: Пословица на циферблате часов «Порядок время бережет» Письмо старика Хоттабыча. Карта путешествий. Корабль, судовые журналы, конверты с заданиями.
Ход урока. 1.Организационный момент. Вот опять звенит звонок Приглашает на урок. Начинаем мы опять Решать,отгадывать, считать. 2.Объявление темы и задач урока.
Ребята, мы закончили изучать материал по математике за курс начальной
школы и сегодня на уроке можем проверить чему научились на уроках
математики. А в начале урока мне хочется узнать, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия. Какое чувство хотите испытать. Высказывания детей. -Познакомиться с новыми понятиями. -Узнать что-нибудь новое из истории развития математики. -Интересные задания. -Проверить себя, что я знаю и умею. -Испытать чувство радости, удовлетворения, удивления. Учитель: В конце урока мы проверим, оправдались ли наши ожидания. Психологический настрой. -Что нужно для удачи? -Хорошее настроение. -Уверенность в свои силы. Девизом нашего урока будет пословица, которую мы сейчас прочитаем (Порядок время бережет).
Ребята, нам пришло загадочное письмо. (Учитель показывает большой
красочный конверт. Учитель смотрит на конверт и говорит, что это письмо
от Хоттабыча и читает письмо.) -«О, наимудрейшие юные математики!
Давным-давно на необитаемом острове мною спрятан ценнейший напиток-
напиток мудрости.Человек, который его обнаружит и попробует хотя бы
глоток этого напитка,сможет убедиться, что он стал сообразительным и что
теперь справится со многими трудностями, задачами и примерами. Я знаю,
что вы меня любите и я вас тоже очень люблю и поэтому хочу подарить вам
этот напиток. Но его надо найти. Путь к нему укажет вам «Волшебный
лист», который я ложу в этот конверт. Не бойтесь трудностей! Счастливого
пути, мои новые друзья!» Карта путешествий есть,но на чем нам отправиться в путешествие? Что для этого нужно? (Корабль.) Правильно! Но его мы получим, если выполним первое задание Хоттабыча. -Дети открывают свои судовые журналы, пишут в них число. Делают отметку, что будут выполнять 1задание. Пожелание Хоттабыча: -Пусть ум победит силу. Желаю нынче воспитать Такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, Измерить и исчислить! Мы попадаем в мир чисел и цифр. -Сколько всего цифр в математике? (10) -Сколько чисел? (Бесконечное множество). -Наименьшее число, с которого начинается счет? (0). -А наибольшее? (Его не существует). -Какое наибольшее число мы умеем записывать? Запишите его (999.999.999.999 ) -Прибавьте к этому числу 1 -Как называется число, которое получается при счете при прибавлении к числу единицы? (следующее). -Кто сможет его прочитать? -А почему вы не можете его прочитать? (не знаем, как называется следующий класс чисел). (Учитель показывает название следующего класса, дети пробуют прочитать число.) 1.000.000.000.000 Знакомясь с названием еще одного класса, дети пробуют прочитать следующие числа:999.999.999.999.999, 1.000.000.000.000.000. -Какой вывод можно сделать? -Наибольшего числа нет. Наш корабль пока стоит на якоре.Чтобы с него сняться, нужно знать код замка. Его мы узнаем, если выполним вот такое задание: -Запишите число в котором 6 единиц 5 разряда 2 единицы 3 разряда 9 единиц 2разряда -Что это за число? 60.290 -Подчеркните, сколько в этом числе всего сотен. (602) -Это и есть код замка. Закрепление знаний по теме «Величины». -А теперь Хаттабыч хочет, чтобы вы знали все о корабле, на котором будете совершать путешествие. А). Длина корабля 7961 см, Сколько это метров, сколько сантиметров? Б). Вес нашего корабля 20037 кг. Сколько это тонн и сколько килограмм? В). До первого препятствия мы должны проплыть 40307м. Сколько это километров и сколько метров? Г). На простом корабле это расстояние мы бы преодолели за 104 минуты, За сколько это часов и сколько минут? (1час 44минуты). -А на «Летучем Голландце» мы его пролетели за 2 минуты. -Во сколько раз быстрее мы прибыли в назначенное место? -Что экономит транспорт, если движется с большей скоростью? 3страница судового журнала :проверка знаний зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Мы подплываем к очень узкому проливу и должны проплыть его за
определенное время. Во время отлива пролив мельчает и мы можем сесть на
мель. Хоттабыч предлагает посчитать за сколько секунд мы должны проплыть
это опасное место. А ответ кроется в решении вот этой задачи. -« Длина пролива 1620м. Мы должны плыть со скоростью 180м/сек Сколько нам дается времени для преодоления опасного места? 1620:180=9(сек). -Чем измеряется расстояние? -А скорость? -А время? -Как найти время, скорость, расстояние? -А если бы Хоттабыч предложил найти нам скорость, как бы выглядела задача? -Как она называется? А можно ли по этим данным составить еще задачу? Составьте решение. 4страница судового журнала.
Опасное место позади. Мы в открытом море. Сколько километров до
ближайшего острова мы сможем посчитать, решив выражение:
4000-320:4+40=3960 -Каким правилом пользовались при выполнении выражения? (порядок действий). 5страница судового журнала. Повторение материала по темам: «Площадь» и «Периметр».
Итак, мы делаем привал на острове. Остров плавучий. Мы сможем
высадиться на нем, если его площадь превышает3000 квадратных метров.
Если площадь меньше,мы сможем пойти ко дну. Давайте посчитаем. Длина
острова 72м, а ширина 49м. Какова его площадь? 72*49=3528(кв.м) -Чем измеряется длина и ширина? -Чем измеряется площадь? -Как найти площадь? -А как найти одну из сторон/
-Как мы находим площадь, когда у фигуры нет длины и ширины, то есть
фигура имеет неопределенную форму и занимает какую-то площадь? (Повторить, как находят площадь с помощью палетки.) - Кроме площади, что еще есть у каждой фигуры? (периметр). -А что это такое? - Как находится периметр? 6 страница судового журнала. «Привал» На привале мы пробудем совсем недолго. Осмотрим свой корабль и узнаем, что нас ждет впереди. А впереди нас остров, который имеет вот такую форму (треугольник). -Почему так называется эта фигура? (потому что у нее 3угла, 3стороны и 3вершины. А вот вам и задачка на смекалку.
« Остров состоит из песчаного наноса и ежедневно один из его углов
медленно смывает. Хоттабыч предлагает подумать, на какую геометрическую
фигуру будет походить остров в ближайшее время ? Сколько у этой фигуры
будет углов 2,3,4.? -Начертите в своих судовых журналах
треугольник, покажите с помощью линии, какую часть острова может смыть
водой и что останется. 7страница судового журнала. -Ребята,
причалив к берегу, мы и не ожидали опасности, считали эти места
необитаемыми.Но нас окружили дикари и нам необходимо выбраться из
ловушки. А поможет нам в этом следующая подсказка Хоттабыча. Мы должны
повесить на палубе часы, на которых указать время сна дикарей. Они
придут в смятение, а в это время мы сможем выбраться из ловушки. Итак, за работу.
Решив примеры, мы узнаем, какое время мы должны установить на часах.
Результат первого примера укажет на количество часов, а результат
второго примера на количество минут. 8184 : 341=24(ч). 14484 : 426=34(мин.) 8страница судового журнала. «Умножение многозначных чисел.» -Ура! Ответ найден. Мы на свободе. Нас ждет Хоттабыч! Но что это ? На палубе вода?
Дикарям все-таки удалось сделать пробоину. Ищите пробоину в точке, где
стоит неправильная цифра. Это мы должны сделать на ходу, чтобы снова не
оказаться в ловушке. 7961*84=668724 Все трудности позади и мы приближаемся к острову « Сокровищ». Нас встречают друзья Хоттабыча. Мы встретимся с ними, если выполним следующие задания. (Вывешиваются на плакате записи. -6км/час, 4км/час -3час. -40км -(Дети читают каждую строчку и объясняют ее данные) 1строка-скорость 2строка-время 3строка-расстояние -Как вы думаете ,что нам сейчас нужно будет сделать? (придумать задачу , применяя данные величины.)
-Дети объединяются в группы и придумывают задачи, используя данные.
Лидеры групп меняются местами, переходят в другие группы и рассказывают
свои задачи. После этого делается контрольная проверка. Учитель достает из конверта задачу, которую прислал Хоттабыч, читает ее и сравнивает с задачами, которые составили ученики. Задача, которую прислал Хоттабыч.
«Расстояние от бухты до деревни, в которой я живу,40км. Мы сейчас будем
идти навстречу друг другу. Вы со скоростью 6км/ ч, а я 4км/ ч. Сколько
километров будет между нами через 3часа пути?» Работаем по правилу: « Возьми столько, сколько можешь, но не меньше, чем нужно.» На доске 5 заданий. Кто за…минут выполнит как можно больше заданий, но не меньше двух. 1).Записать условие задачи, заполнив таблицу. 2).Решить задачу одним из способов. 3).Записать решение задачи выражением. 4).Сделать к задаче чертеж 5).Используя данные, составь обратную задачу. Проверка выполнения заданий.
Хоттабыч подарил нам «Летучий Голландец», чтобы мы смогли за несколько
минут совершить путешествие в несколько сотен километров. А оставшуюся
часть пути мы должны пройти пешком, а для этого мы сейчас должны обуться
в сапоги – скороходы.(детям раздаются красочно нарисованные сапоги. Они
приставляют их к своим ногам, а в это время открывается дверь и в класс
входит Хоттабыч, держа в руках посылку с волшебным напитком.)
Хоттабыч благодарит детей за то, что они проявили настойчивость,
терпение, силу воли, смогли преодолеть все препятствия, ни перед чем не
отступали и поэтому по праву заслужили обещанный волшебный напиток.
Хоттабыч угощает детей волшебным напитком. Учитель подводит итог урока, спрашивая детей, оправдались ли их ожидания. Дети считают баллы в судовом журнале за правильно выполненные задания и оценивают себя. Подводятся общие итоги:
|