Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 26.11.2024, 23:00:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований
14.12.2010, 12:23:14

"Обучать – значит вдвойне учиться.”

Ж.Жубер

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

1 подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания, в связи с корректировкой учебно–воспитательной работы для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма реализуется через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
3. Обновление и совершенствование знаний в области художественной педагогики;
4. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;
5. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
6. Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно – воспитательной деятельности в частности ;
7. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик;

Практические формы научно – методической работы:
Лектории, конференции, научно – методические семинары, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы с каждым педагогом.
2 подход.
Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Такие курсы решают проблему срыва учебного процесса. Ежегодно с 1 апреля начинается прием на дистанционные (заочные) курсы повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября”. В этом учебном году ведущие специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19 предметам. Обучение начинается с сентября и проводится совместно с отделением педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована учителями страны. В нашей школе в прошлом учебном году на подобных курсах обучались двое, в этом году такую форму повышения квалификации выбрали уже четверо педагогов.

3 подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Вот уже второй год проводится фестиваль "Открытый урок”. Он сразу же стал самым массовым педагогическим форумом. В первый год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В этом году – 4 700. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля. В нашей школе эти диски с разработками участников фестиваля уже завоевали свою популярность, т.к. опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков, докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой-то идеей или педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других учителей. В апреле 2005 года Издательский дом открыл новый фестиваль - фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио”. Цель фестиваля: предоставить площадку для публикации работ учащихся, выполненных под руководством педагогов. По аналогии с фестивалем "Открытый урок” будут публиковаться все материалы. Сборник тезисов и диски с работами будут высылаться каждому участнику. В нашей школе пятеро учеников под руководством троих педагогов приняли участие в фестивале. Мне кажется, что представление открытой трибуны любому ученику так же важно, как и предоставление ее для учителя.

Результаты прогнозных исследований ученых, показывают, что в наступающем веке образование должно будет стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям, которые будут требовать не только постоянного совершенствования орудий труда, но также самого его содержания, способности овладевать новыми знаниями и специальностями профессиональной деятельности. Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма педагогов, а также уровень удовлетворенности учителей и востребованность предлагаемых услуг. В 2005 году наша страна отметила десятилетие Российского дистанционного обучения, приведу несколько цифр, взятых из аналитического доклада Всемирного банка "Готовность России к информационному обществу” (данные 2004 года):

  Средняя школа Вузы
Образовательные учреждения, имеющие подключение к

Интернету

13% 81%
Образовательные учреждения, использующие Интернет в учебном процессе 5% 27%
Преподаватели, имеющие компьютер дома 24% 93%
Преподаватели, имеющие доступ в Интернет 6% 46%
Преподаватели, прошедшие подготовку по использованию Интернета в обучении 6% Нет сведений

Как видно из таблицы, в высших учебных заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в средней школе. В нашей школе дома имеют компьютер 9 человек, что составляет 23% преподавательского состава, доступ к Интернету – 6 человек – это примерно 15%. Два преподавателя прошли профессиональную подготовку на курсах при Центре Федерации Интернет Образования. По результатам интернет - исследования, проведенного фондом "Общественное мнение” и сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу (25%) пользователей Интернета составляют подростки в возрасте 16-25 лет, средний возраст преподавателей вуза сейчас 60 лет. Средний возраст педагогов нашей школы – примерно 44 года. Есть повод для размышления. В течение пяти лет в нашей школе окончили областные курсы повышения квалификации 5% коллектива учителей, районные – 21%, курсы при Московском университете "Первое сентября” - 13%, заочное обучение – 10, 5%, компьютерное самообучение – 29%, самообразование учителей через методическую работу школы – 100%. (см. в приложении). Приведенные цифры свидетельствуют о том, что, не имея возможности повышать квалификацию через очные курсы, учителя школы чаще всего используют заочные формы дистанционного обучения.

При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью Интернета. Из наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения: Российский государственный институт открытого образования – www.openet.ru. Глобальный открытый университет – www.gou.ru. Федерация Интернет Образования – www.fio.ru. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий, электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт-диске, который высылается слушателям обычной почтой.

Работа в Интернете может быть нескольких видов:

  1. Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных школ.
  2. Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров
  3. Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
  4. Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е. консультирование педагога по интересующим вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи технико-технологических и информационных ресурсов Интернета.

Структурные компоненты такого консультирования:

- запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного профессионального педагогического образования или по вопросам личностно-профессионального развития педагога);

- консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе консультантом;

- список литературы или других источников, которые использовались для подготовки текста консультации.

Наиболее масштабно и целостно виртуальное (сетевое) консультирование педагогов осуществляется на консультационной линии портала "Auditorium” – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом (клиентом) информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые взаимодействуют посредством переписки в режиме on-line или off-line. Кроме "Auditorium” консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты:

"Международное образование” - http://www.international.edu.ru,

"Единый государственный экзамен” - http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp,

"Российское образование” - http://www.edu.ru и другие.

Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу – формировать у педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессионального педагогического образования – для нахождения информации, ее обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами:

- публикацией учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

- педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

- открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным ресурсам.

Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс необходимо решить несколько задач:

  • определить структуру в образовательном учреждении;
  • разработать учебно-методическое обеспечение;
  • спланировать Интернет - обучение;
  • подготовить преподавателей;
  • организовать материально-техническое и финансовое обеспечение;
  • адаптировать документооборот.

Подготовка и повышение квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) является одной из важнейших задач информатизации образования. Без достижения учителями должной квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе и средства, вкладываемые в техническое оснащение школ, подключение их к компьютерным сетям, создание электронных учебных материалов не приносят должной отдачи. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы. В основном формы повышения квалификации учителей по ИКТ, используемые в настоящее время, достаточно традиционны. Несмотря на появление новых форм и технологий обучения, наиболее эффективной остается очная курсовая подготовка. Ее дополняет самообучение в коллективе учителей своей школы.

Можно выделить три этапа самообучения:

  1. первичное ознакомление с компьютером, операционной системой и офисными технологиями
  2. углубленное изучение отдельных информационных технологий (сетевых, создания презентаций и др.)
  3. освоение ИКТ применительно к профессии учителя.

Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может определить место информационно-коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета. В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки методических и дидактических материалов можно найти на сайтах российской информационно-образовательной сети:

- "Кирилл и Мефодий” - http://www.km.ru/,

-"Каталог образовательных интернет-ресурсов” - http://webshere.novsu.ac.ru,

-"Открытый Колледж” - http://www.college.ru/.

Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Интеграция информационных технологий может осуществляться в трех основных аспектах:

  • использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам;
  • проведение занятий по предметам в компьютерном кабинете;
  • свободный доступ школьников и педагогов во внеурочное время для самостоятельного поиска и обработки значимой для них информации.

Участники образовательного процесса должны получить доступ к информационным ресурсам на различных носителях, в том числе и к сети Интернет. В связи с этим в каждой школе необходимо создать условия для повышения квалификации учителей, обеспечить их индивидуальную творческую деятельность, организовать работу по методической поддержке в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Таким образом, необходимо сначала определить:

  • задачи внутришкольной подготовки педкадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  • типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации; овладение информацией на новом уровне; выработка ИКТ -компетентности педкадров; удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования;
  • цели внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса.

 В Моральном кодексе Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться. Мне, как школьному учителю информатики, нужна непрерывная квалификационная поддержка. Из-за высокого темпа обновления информационных технологий существует постоянный риск потери большинства методических накоплений. Обновляется программное обеспечение, компьютерная техника модернизируется почти каждые два года. В связи с этим я определила для себя личную программу повышения квалификации:

  • в 2004-2005 учебном году окончила заочные курсы повышения квалификации при Московском педагогическом университете "Первое сентября” по темам: " Методика преподавания современного курса информатики” и "Информационные системы в базовом и профильном курсах обучения информатике”;
  • приняла участие в фестивале педагогических идей "Открытый урок”, получила диплом участника фестиваля и сертификат на факт публикации работы;
  • в 2005-2006 учебном году прохожу курсы повышения квалификации по математике;
  • участвую в методическом конкурсе "Как это делаю я”, который проводится по Интернету для учителей информатики;
  • руковожу методическим объединением, распространяю свой опыт по повышению квалификации средствами информационных технологий.

"… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)

Приложение

Категория: АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, методическая работа, директору школы, учебное заведение, педсовет, для завуча
Просмотров: 2419 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0