"Обучать – значит вдвойне учиться.”
Ж.Жубер
"Национальная доктрина образования в
Российской Федерации" является
концептуальной основой для реформирования и
дальнейшего развития системы образования в
России на период до 2025 г. Именно в сфере
образования подготавливаются и воспитываются те
люди, которые не только формируют новую
информационную среду общества, но которым
предстоит самим жить и работать в новой среде.
Концепция модернизации образования, определила
основные направления и этапы важного процесса
развития нашего общества - "подготовка
педагогических кадров нового поколения и
формирование принципиально новой культуры
педагогического труда", подготовка педагогов,
обладающих высокой квалификацией и необходимой
информационной культурой с тем, чтобы они были
готовы и умели применять новые информационные
технологии в процессе обучения и управления
образованием.
В ситуации изменений, происходящих в
образовании, все более значимым для педагога
становится повышение квалификации и
профессиональной переподготовки. В Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 г. подчеркивается, что основная задача
современного образования состоит в достижении
соответствия актуальным и перспективным
потребностям личности, общества и государства,
подготовке разносторонне развитой личности
гражданина, ориентированной в традициях
отечественной и мировой культуры, современной
системе ценностей и потребностей современной
жизни, способной к активной социальной адаптации
в обществе и самостоятельному выбору, началу
трудовой деятельности и продолжению
образования, самообразованию и
самосовершенствованию. Реформирование
современного образования предъявляет новые
требования к педагогическим кадрам. Свободно и
активно мыслящий, прогнозирующий результаты
своей деятельности и соответственно
моделирующий воспитательно-образовательный
процесс педагог является гарантом решения
поставленных задач. Приоритетной задачей
системы повышения квалификации на современном
этапе, согласно Концепции модернизации
российского образования, становится повышение
профессионального уровня педагогов и
формирование педагогического коллектива,
соответствующего запросам современной жизни.
Сегодня повысился спрос на
высококвалифицированную, творчески работающую,
социально активную и конкурентоспособную
личность педагога, способную воспитывать
социализированную личность в быстроменяющемся
мире. Существуют определенные квалификационные
характеристики учителя, общие требования к
специалисту, должностные и функциональные
обязанности педагога и т.д. А какие качества
учителя могут указывать на то, что педагог
является профессионально компетентным и уровень
его компетентности соответствует требованиям
инновационной педагогики. Какой труд учителя
можно считать профессионально компетентным?
Профессионально-компетентным является такой
труд учителя, в котором на достаточно высоком
уровне осуществляется педагогическая
деятельность, педагогическое общение,
реализуется личность учителя, достигаются
хорошие результаты в обучении и воспитании
учащихся. Развитие профессиональной
компетентности - это развитие творческой
индивидуальности учителя, формирование
готовности к принятию нового, развитие и
восприимчивости к педагогическим инновациям. От
уровня профессионализма педагогов, их
способности к непрерывному образованию напрямую
зависят результаты социально-экономического и
духовного развития общества. В соответствии с
этими требованиями можно определить основные
подходы к развитию профессионализма педагога:
1 подход. Непрерывное научно-методическое
сопровождение развития профессионализма через
оказание помощи методическим объединениям,
отдельным педагогам в организации деятельности
на уровне школы, с учетом педагогического стажа,
уровня профессионализма и индивидуальных
запросов личности педагога. Главной целью
методической работы является – непрерывное
совершенствование квалификации педагога,
непрерывное содействие повышению его эрудиции и
компетентности в области методики преподавания,
в связи с корректировкой учебно–воспитательной
работы для перспективного развития процессов
обучения и воспитания их постоянного
саморазвития и самосовершенствования. Этот
вариант развития профессионализма реализуется
через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного
уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной
активности;
3. Обновление и совершенствование знаний в
области художественной педагогики;
4. Совершенствование педагогического и
методического мастерства на основе идей
педагогов новаторов и творческих работ
педагогов;
5. Совершенствование методов и стиля
взаимодействия с учащимися на принципах
гуманизации, демократизации, гласности;
6. Формирование умений и навыков анализа
образовательного процесса в целом и самоанализа
своей учебно – воспитательной деятельности в
частности ;
7. Приобщение педагогов к исследовательской
деятельности на основе доступных и понятных ему
методик;
Практические формы научно – методической
работы:
Лектории, конференции, научно – методические
семинары, научно – практические и проблемные
семинары, работа творческих лабораторий и
временных творческих групп формального и
неформального характера, дискуссии, круглые
столы, организационно – деятельные игры,
организация курсов повышения квалификации на
базе высших учебных заведений, организация и
проведение конкурсов профессионального
мастерства, работа МО, школы молодого педагога,
индивидуальные консультации, признание
потенциальных возможностей каждого педагога,
адресное планирование повышения квалификации,
обобщение опыта индивидуальной работы с каждым
педагогом. 2 подход.
Развитие профессионализма через
курсы повышения квалификации без отрыва от
производства с получением документа
государственного образца. Данная форма
может быть реализована очно и заочно на
основании договоров с учреждениями, имеющими
лицензию на повышение квалификации. Такие курсы
решают проблему срыва учебного процесса.
Ежегодно с 1 апреля начинается прием на
дистанционные (заочные) курсы повышения
квалификации Педагогического университета
"Первое сентября”. В этом учебном году ведущие
специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19
предметам. Обучение начинается с сентября и
проводится совместно с отделением
педагогического образования МГУ им. М.В.
Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных
специалистов оказалась чрезвычайно
востребована учителями страны. В нашей школе в
прошлом учебном году на подобных курсах
обучались двое, в этом году такую форму повышения
квалификации выбрали уже четверо педагогов.
3 подход. Реализация накопительной
системы повышения квалификации, учитывающей
индивидуальную образовательную программу
педагога. Вот уже второй год проводится
фестиваль "Открытый урок”. Он сразу же стал
самым массовым педагогическим форумом. В первый
год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В
этом году – 4 700. Такая популярность связана с
тем, что все присланные на фестиваль работы
публикуются. Поэтому у всех участников появилась
возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник
тезисов и диски с работами разосланы всем
участникам фестиваля. В нашей школе эти диски с
разработками участников фестиваля уже завоевали
свою популярность, т.к. опыт коллег со всей страны
представленный в виде разработок уроков,
докладов, статей и т.д. помогает не только
воспользоваться какой-то идеей или
педагогическим приемом, но и сравнить свой
педагогический опыт с опытом других учителей. В
апреле 2005 года Издательский дом открыл новый
фестиваль - фестиваль исследовательских и
творческих работ учащихся "Портфолио”. Цель
фестиваля: предоставить площадку для публикации
работ учащихся, выполненных под руководством
педагогов. По аналогии с фестивалем "Открытый
урок” будут публиковаться все материалы.
Сборник тезисов и диски с работами будут
высылаться каждому участнику. В нашей школе
пятеро учеников под руководством троих
педагогов приняли участие в фестивале. Мне
кажется, что представление открытой трибуны
любому ученику так же важно, как и предоставление
ее для учителя.
Результаты прогнозных исследований ученых,
показывают, что в наступающем веке образование
должно будет стать непрерывным процессом,
который будет продолжаться в течение всей жизни
человека. Ведь только таким образом он сможет
адаптироваться к непрерывным технологическим
инновациям, которые будут требовать не только
постоянного совершенствования орудий труда, но
также самого его содержания, способности
овладевать новыми знаниями и специальностями
профессиональной деятельности. Критерием оценки
эффективности развития профессионализма будет
являться положительная динамика в уровне
профессионализма педагогов, а также уровень
удовлетворенности учителей и востребованность
предлагаемых услуг. В 2005 году наша страна
отметила десятилетие Российского
дистанционного обучения, приведу несколько цифр,
взятых из аналитического доклада Всемирного
банка "Готовность России к информационному
обществу” (данные 2004 года):
|
Средняя школа |
Вузы |
Образовательные учреждения, имеющие
подключение к Интернету |
13% |
81% |
Образовательные учреждения,
использующие Интернет в учебном процессе |
5% |
27% |
Преподаватели, имеющие компьютер дома |
24% |
93% |
Преподаватели, имеющие доступ в
Интернет |
6% |
46% |
Преподаватели, прошедшие подготовку по
использованию Интернета в обучении |
6% |
Нет сведений |
Как видно из таблицы, в высших учебных
заведениях дело обстоит несколько лучше, чем в
средней школе. В нашей школе дома имеют компьютер
9 человек, что составляет 23% преподавательского
состава, доступ к Интернету – 6 человек – это
примерно 15%. Два преподавателя прошли
профессиональную подготовку на курсах при
Центре Федерации Интернет Образования. По
результатам интернет - исследования,
проведенного фондом "Общественное мнение” и
сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную
группу (25%) пользователей Интернета составляют
подростки в возрасте 16-25 лет, средний возраст
преподавателей вуза сейчас 60 лет. Средний
возраст педагогов нашей школы – примерно 44 года.
Есть повод для размышления. В течение пяти лет в
нашей школе окончили областные курсы повышения
квалификации 5% коллектива учителей, районные –
21%, курсы при Московском университете "Первое
сентября” - 13%, заочное обучение – 10, 5%,
компьютерное самообучение – 29%, самообразование
учителей через методическую работу школы – 100%.
(см. в приложении). Приведенные цифры
свидетельствуют о том, что, не имея возможности
повышать квалификацию через очные курсы, учителя
школы чаще всего используют заочные формы
дистанционного обучения.
При содействии Министерства образования РФ
сегодня существуют постоянно действующие курсы
повышения квалификации учителей с помощью
Интернета. Из наиболее популярных можно
перечислить следующие образовательные
учреждения: Российский государственный институт
открытого образования – www.openet.ru.
Глобальный открытый университет – www.gou.ru.
Федерация Интернет
Образования – www.fio.ru. Организация учебного
процесса сводится к изучению специально
подготовленных учебных материалов,
тестированию, возможности консультации с
преподавателем. Учебный процесс включает в себя
выполнение индивидуальных заданий, электронные
семинары и занятия, кроме того, учебный материал
дублируется на компакт-диске, который высылается
слушателям обычной почтой.
Работа в Интернете может быть нескольких видов:
- Организация совместных исследовательских
работ учащихся, учителей разных школ.
- Обеспечение консультационной помощи из
научно-методических центров
- Создание сети дистанционного обучения и
повышения квалификации педагогических кадров.
- Оперативный обмен информацией, расширение
кругозора.
В ситуации изменений, происходящих в
образовании, все более значимой для педагога
становится адресная индивидуализированная
помощь, которая оказывается ему оперативно и
направлена не столько на преодоление дефицита,
связанного с недостатком знаний по актуальным
вопросам обучения и воспитания, сколько
обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации
собственных ресурсов для решения возникающих
профессиональных проблем. Таким характеристикам
соответствует виртуальное консультирование, т.е.
консультирование педагога по интересующим
вопросам, осуществляемое на базе
информационно-коммуникационных технологий при
помощи технико-технологических и информационных
ресурсов Интернета.
Структурные компоненты такого
консультирования:
- запросы на консультирование,
сформулированные от первого лица (затруднения в
области обучения, воспитания учащихся,
методической деятельности, непрерывного
профессионального педагогического образования
или по вопросам личностно-профессионального
развития педагога);
- консультационный текст, составленный и
оформленный в текстовом редакторе
консультантом;
- список литературы или других источников,
которые использовались для подготовки текста
консультации.
Наиболее масштабно и целостно виртуальное
(сетевое) консультирование педагогов
осуществляется на консультационной линии
портала "Auditorium” – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view.
Консультирование направлено главным образом на
удовлетворение предъявленного педагогом
(клиентом) информационного запроса. Это
своеобразный брифинг специалистов, которые
взаимодействуют посредством переписки в режиме
on-line или off-line. Кроме "Auditorium” консультирование
осуществляют образовательные порталы и сайты:
"Международное образование” - http://www.international.edu.ru,
"Единый государственный экзамен” - http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp,
"Российское образование” - http://www.edu.ru
и другие.
Виртуальные консультации помогают решать
сопутствующую задачу – формировать у педагогов
грамотность в использовании Интернета как
ресурса непрерывного профессионального
педагогического образования – для нахождения
информации, ее обработки и использования в целях
генерации необходимого знания. Прогресс
использования Интернета обусловлен следующими
его дидактическими свойствами:
- публикацией учебно-методической информации в
гипермедийном варианте;
- педагогическим общением в реальном и
отложенном времени между субъектами и объектами
учебного процесса;
- открытым во времени и пространстве
дистанционным доступом к информационным
ресурсам.
Для успешного внедрения Интернета в учебный
процесс необходимо решить несколько задач:
- определить структуру в образовательном
учреждении;
- разработать учебно-методическое обеспечение;
- спланировать Интернет - обучение;
- подготовить преподавателей;
- организовать материально-техническое и
финансовое обеспечение;
- адаптировать документооборот.
Подготовка и повышение квалификации
работников образования по
информационно-коммуникационным технологиям
(ИКТ) является одной из важнейших задач
информатизации образования. Без достижения
учителями должной квалификации по использованию
ИКТ в образовательном процессе и средства,
вкладываемые в техническое оснащение школ,
подключение их к компьютерным сетям, создание
электронных учебных материалов не приносят
должной отдачи. Учителю необходимо иметь
возможность повысить квалификацию по
компьютерным технологиям, уровень которых
соответствует потребностям современной школы. В
основном формы повышения квалификации учителей
по ИКТ, используемые в настоящее время,
достаточно традиционны. Несмотря на появление
новых форм и технологий обучения, наиболее
эффективной остается очная курсовая подготовка.
Ее дополняет самообучение в коллективе учителей
своей школы.
Можно выделить три этапа самообучения:
- первичное ознакомление с компьютером,
операционной системой и офисными технологиями
- углубленное изучение отдельных информационных
технологий (сетевых, создания презентаций и др.)
- освоение ИКТ применительно к профессии учителя.
Точка зрения, что учитель, умеющий работать с
компьютером на уровне обычного пользователя, сам
научится применять его на уроках, представляется
чрезмерно оптимистичной. Успешность и
эффективность применения компьютерной техники в
преподавании общеобразовательных предметов
можно гарантировать только в том случае, когда
учитель мотивирован на использование
компьютера, имеет широкий кругозор, владеет
программными средствами, как общего, так и
учебного назначения, может определить место
информационно-коммуникационных технологий в
методической системе преподавания предмета. В
этой связи является чрезвычайно важным обучение
учителей эффективно пользоваться имеющимся
виртуальным инструментарием для
самостоятельного проектирования учебного
процесса. Информацию для разработки
методических и дидактических материалов можно
найти на сайтах российской
информационно-образовательной сети:
- "Кирилл и Мефодий” - http://www.km.ru/,
-"Каталог образовательных интернет-ресурсов” -
http://webshere.novsu.ac.ru,
-"Открытый Колледж” - http://www.college.ru/.
Необходимо подчеркнуть, что сами по себе
информационно-коммуникационные технологии не
оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не
вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь
позволяют приблизить школьную методику к
требованиям сегодняшнего дня. В настоящее время
одной из наиболее актуальных задач системы
непрерывного педагогического образования
является формирование
информационно-коммуникационной компетентности
(ИКК) учителя. Такая компетентность учителя
понимается как совокупность знаний, навыков и
умений, формируемых в процессе обучения и
самообучения информатике и информационным
технологиям, а также способность к выполнению
педагогической деятельности с помощью
информационных технологий.
Информационные технологии эффективны лишь в
сочетании с соответствующими педагогическими
технологиями: если учитель мыслит прежними
категориями, то использование технических
средств не меняет сути образовательного
процесса и традиционного репродуктивного метода
подачи материала. Интеграция информационных
технологий может осуществляться в трех основных
аспектах:
- использование уроков информатики для
закрепления знаний по другим предметам;
- проведение занятий по предметам в компьютерном
кабинете;
- свободный доступ школьников и педагогов во
внеурочное время для самостоятельного поиска и
обработки значимой для них информации.
Участники образовательного процесса должны
получить доступ к информационным ресурсам на
различных носителях, в том числе и к сети
Интернет. В связи с этим в каждой школе
необходимо создать условия для повышения
квалификации учителей, обеспечить их
индивидуальную творческую деятельность,
организовать работу по методической поддержке в
области использования информационных и
коммуникационных технологий в образовательном
процессе. Таким образом, необходимо сначала
определить:
- задачи внутришкольной подготовки педкадров в
области применения средств ИКТ в
профессиональной деятельности;
- типологии целей обучения в условиях
внутришкольной подготовки педкадров в области
информатизации образования: получение новых
знаний, новой информации; овладение информацией
на новом уровне; выработка ИКТ -компетентности
педкадров; удовлетворение познавательных
интересов педкадров в области информатизации
образования;
- цели внутришкольного обучения в области
информатизации образования: консультирование,
подготовка и переподготовка педкадров в области
целенаправленного и осознанного использования
средств ИКТ в профессиональной деятельности в
условиях информационной образовательной среды
школы для повышения эффективности
образовательного процесса.
В Моральном кодексе Российского педагога
записано: педагог должен быть самокритичным и
одновременно оптимистом в своей
профессиональной деятельности, должен постоянно
расширять свою эрудицию, развивать
профессиональную культуру и мастерство,
стремиться к профессиональному
совершенствованию и творческой самореализации,
заботиться как о своем авторитете, так и об
авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно
самообразовываться. Мне, как школьному учителю
информатики, нужна непрерывная квалификационная
поддержка. Из-за высокого темпа обновления
информационных технологий существует
постоянный риск потери большинства методических
накоплений. Обновляется программное
обеспечение, компьютерная техника
модернизируется почти каждые два года. В связи с
этим я определила для себя личную программу
повышения квалификации:
- в 2004-2005 учебном году окончила заочные курсы
повышения квалификации при Московском
педагогическом университете "Первое сентября”
по темам: " Методика преподавания современного
курса информатики” и "Информационные системы в
базовом и профильном курсах обучения
информатике”;
- приняла участие в фестивале педагогических
идей "Открытый урок”, получила диплом участника
фестиваля и сертификат на факт публикации
работы;
- в 2005-2006 учебном году прохожу курсы повышения
квалификации по математике;
- участвую в методическом конкурсе "Как это
делаю я”, который проводится по Интернету для
учителей информатики;
- руковожу методическим объединением,
распространяю свой опыт по повышению
квалификации средствами информационных
технологий.
"… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не
знаем – бесконечно”. Поэтому используйте
возможность выписать или приобрести
соответствующую методическую литературу,
поступайте на курсы, изучайте компьютерную
технику, идите в ногу со временем. "Как никто не
может дать другому того, что не имеет сам, так не
может развивать, образовывать и воспитывать
других тот, кто не является сам развитым,
воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор
способен на самом деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над своим
воспитанием”. (А.Дистервег)
Приложение |