Цели и задачи игры: пробуждение интереса к
изучению истории с привлечением дополнительной
литературы; повторение и закрепление знаний
учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс;
сплочение учащихся 6–9-х классов в единый
коллектив.
Состав участников игры:
- Ведущие (ученики 9-го класса).
- 2–3 команды из состава учащихся 6 – 8 классов.
- Помощники ведущих.
- Жюри (учитель истории и ученики 9 класса).
- Болельщики.
Оборудование:
- Вопросы для игры, заранее составленные
учениками 9 класса совместно с учителем истории.
- Репродукции художественных картин для 2 – й
ступени.
- Листы – задания для 2, 4, 6 ступеней.
- Магнитофон для музыкального оформления игры.
- Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится на семи
ступенях.
Вначале команды разыгрывают между собой право
первого хода с помощью задания: "Назовите двух
"царей”, расположенных на Ивановской площади
Московского Кремля” (Царь – колокол и царь –
пушка).
По ходу игры команды перемещаются по ступеням и
набирают баллы. Побеждает команда, которая
набирает наибольшее количество баллов.
Победители определяются не только в командном,
но и в личном зачете.
Таблица подсчета итогов игры (для жюри)
Название ступени |
Команда 1 |
Команда 2 |
1.Аукцион |
|
|
2. Конкурс художников |
|
|
3. "Кто больше?” |
|
|
4. Кроссворд |
|
|
5. "Верите ли вы, что…” |
|
|
6. Конкурс "Современники” |
|
|
7. Загадки истории |
|
|
I ступень. Аукцион
Задание
Командам-участницам в течение 3–4 минут на
отдельных листах нужно как можно больше написать
дат, исторических имен, событий, терминов,
относящихся к определенной теме. Например:
"Монгола – татарское иго”. После истечения
указанного времени листы сдаются жюри, которое
определяет победителя I ступени.
(1 понятие – 1 балл).
II ступень. Конкурс художников
Задание
Командам предлагаются известные живописные
полотна: их задача – назвать автора картины,
вспомнить ее название, указать действующих лиц
(историческую эпоху); из предложенных
высказываний выбрать то, которое подходит к
картине.
(За полностью выполненное задание – 4 балла.)
Картины:
- "Утро стрелецкой казни”. В.И.Суриков.
- "Суд Пугачева” В.Г.Перов.
- "ПетрI допрашивает царевича Алексея”. Н.Н.Ге.
- "Боярыня Морозова” В.И. Суриков.
Высказывания (в скобках указаны ответы):
а) "Жалуем сим именным указом и монаршим и
отеческим нашим милосердием всех, находящихся
прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков…
и награждаем древним крестом и молитвою,
головами и бородами, вольностью и свободою и
вечно казаками, не требуя рекрутских наборов,
подушных и прочих денежных податей…” ("Суд
Пугачева” В.Г.Перов/)
б) "Егда же бысть патриархом злый вождь, и начат
казнить правоверие, повелевая трема персты
креститься и в пост великий в пояс творите
метания… Он нас, муча много, и разослал в ссылки
всех…” ("Боярыня Морозова” В.И. Суриков.)
в) "И видя мы его упорность в его непотребных
поступках, объявили ему, что, ежели он впредь
следовать нашей воле не будет, то его лишим
наследства… И хотя он, сын наш, за такие поступки
достоин лишения живота, однако ж, мы, отеческим
сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его
прощаем и от всякого наказания освобождаем”. ("ПетрI
допрашивает царевича Алексея” Н.Н. Ге.)
г) "А смерти они достойны и за одну противность,
что взбунтовали”. ("Утро стрелецкой казни”
В.И.Суриков.)
III ступень. "Кто больше?”
Задание
В течение 2 минут. Каждая команда должна
ответить как можно на большее число вопросов.
Если ответ неизвестен команде, один из
участников говорит: "Дальше!”. Жюри
подсчитывает количество набранных баллов. (1
ответ – 1 балл.)
Вопросы для команд:
- Какой город впервые упоминается в летописи в
связи со встречей Юрия Долгорукова со
Святославом Ольговичем? (Москва.)
- Как в VIII–ХI вв. называли на Руси дюжих
светловолосых скандинавов? (Варяги.)
- Какая русская княгиня посетила византийского
императора Константина Багрянородного? (Ольга.)
- Что называли посадом на Руси? (Город.)
- Что запрещалось делать дворянам, не постигшим
основ науки, по Указу от 20 января 1714 г.? (Жениться.)
- Под каким именем был пострижен в монахи один из
братьев Романовых – Федор? (Филарет.)
- В каком соборе происходило венчание на Великое
княжение? (В Московском Успенском соборе.)
- Как звали первого русского митрополита,
независимого от Византии? (Иов.)
- По какому признаку бояре распознали Лжедмитрия
I как самозванца? (Он не желал спать после обеда.)
- Как называли высший судебный орган для дворян
при Екатерине II? (Верховный Земский суд.)
- Кого на Руси называли стряпчими? (Судейских
чиновников.)
- Какого царя официально именовали
"освободитель”? (Александра II.)
- Где произошла первая встреча русских князей с
монголо-татарскими войсками? (На реке Калка.)
- Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют
хлебом и солью? (Древние русичи считали, что это
отгоняет злых духов.)
- При каком правителе произошло окончательное
покорение племени древлян? (При княгине Ольге.)
- Кого на Руси называли баскаками? (Сборщиков
дани.)
- Что такое "тягло”? (Подать.)
IV ступень. Кроссворд
Задание
Командам раздаются листы с кроссвордом.
Команда, которая первой быстро и правильно
разгадает кроссворд, становится победителем IV
ступени. (Победа приносит 5 баллов.)
- Свод законов, составленных при Иване III.
- Князь, крестивший Русь.
- В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд.
Назовите город.
- Как называлась славянская азбука?
- Назовите жанр героического эпоса.
- Имя первого русского летописца, автора
"Повести временных лет”.
- В чем особенность христианства по сравнению с
язычеством?
V ступень. "Верите ли вы, что…”
Задание
В течение 2 минут ведущий задает командам
вопросы. Задача участников – дать один из двух
ответов: "да” или "нет”. (Оценка результатов: 1
ответ – 1 бал.)
Вопросы начинаются со слов "Верите ли вы,
что…”:
- …при царе Алексее Михайловиче был заведен
"долгий ящик”, куда складывались жалобы на
злоупотребления дьяков? (Да.)
- …во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар,
казнили смертью? (Нет, его отпускали на свободу.)
- …монгольский хан подарил государю Федору
Михайловичу мешок с чаем? (Да.)
- …на Руси "пора меж волка и собаки” означает
рассвет? (Нет, это сумерки.)
- …Аристархом в России называли ученого? (Да.)
- …в старину Красная площадь носила название
Пожар? (Да.)
- …при Петре I "прибыльщиками” называли воров? (Нет,
это изобретатели налогов.)
- …Александр Суворов похоронен в
Александро-Невской лавре? (Да.)
- …любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет,
в солдатики.)
- …в IX в. Восточные славяне были христианами? (Нет,
язычниками.)
- …летопись в Киевской Руси составлялась на
славянском языке? (Да.)
- …Москва была основана в 1147 г. (Да.)
- …при дворе князя Владимира Святого дружинники
ели руками? (Нет, серебряными ложками.)
- …девочкам на Руси надевали серьги, как только
они начинали ходить? (Да.)
VI ступень. Конкурс "Современники”
Задание
Командам предлагаются задания с выбором
ответа. Нужно назвать современников следующих
исторических деятелей (1 ответ – 2 балла).
- Князь Игорь
- Карл Великий
- Эдуард I,английский король
- Артур, рыцарь Круглого стола
- Генрих I, германский король
- Андрей Боголюбский
- Людовик IX
- Филипп Красивый
- Фридрих X Барбаросса
- Флодвиг
- Иван III
- Христофор Колумб
- Леонардо да Винчи
- Джордано Бруно
- Рафаэль Санти
- М.В. Ломоносов
- Даниэль Дефо
- Жан Жак Руссо
- Рафаэль Санти
- В.А. Моцарт
- Петр I
- Джордж Вашингтон
- Томас Мюнцер
- Вольтер
- Данте Алигьери
- М.Ф. Романов
- Васко да Гама
- Мартин Лютер
- Кардинал Ришелье
- Фернан Кортес
Ответы к VI ступени
- Генрих I
- Фридрих Барборосса
- Христофор Колумб
- Жан Жак Руссо
- Вольтер
- Ришелье
VII ступень
Задание
Команды заранее самостоятельно готовят по 3
вопроса для своих соперников. Жюри оценивает сам
вопрос (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1
вопрос – 1 балл).
Например:
- Как называется памятник архитектуры,
построенный в Москве в честь победы над
Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)
- Назовите самую большую картинную галерею в
мире, которую Екатерина II называла "уединенным
местом”. (Эрмитаж.)
- Какой исторический деятель прославился
распространением "прелестных писем”? (Емельян
Пугачев.)
- Как в старину выбирали работников? (Работника
приглашали за стол, если он быстро и с аппетитом
ел, то его брали на работу.)
- Какие правители средневековья жили в "сарае”? (Ханы
Золотой Орды.)
- Когда русские воины были вынуждены встретиться
со "свиньей”? (В Ледовом побоище 1242 г.).
Подведение итогов
Жюри подсчитывает набранные командами баллы и
объявляет победителей. Ученики, особо
отличившиеся в игре, и команда – победителей
награждаются грамотами и памятными призами.
Повторительно-обобщающая игра
"Звездный час”. 7 класс
Цель игры:
- Повторение "Истории формирования Российского
государства в IХ–ХVI вв.”.
- Развитие интереса учащихся к предмету.
- Межпредметные связи (русский язык,
изобразительное искусство).
- Включение учащихся в ситуацию активного
досугового общения со сверстниками,
старшеклассниками и родителями.
Оборудование: подставки, планшеты из
плотного картона, оклеенные цветной бумагой
размером 20х30 см, с одной стороны которой
полоска – кармашек для звезд, с другой –
кармашек для карточек с цифрами и укрепленный
лист бумаги для записей; кубики с буквами,
написанное с двух сторон слово на табличке для
составления новых слов; иллюстрации к вопросам,
цветные мелки, призы.
Правила игры:
В целом повторяют правила телеигры "Звездный
час”. Вместо тележек у участников цветные
планшеты с кармашками для звезд и цифр.
Ответившие на вопросы участники продвигаются по
делениям, нанесенным цветными мелками на полу.
Ход игры
Ведущий:
Мальчики и девочки,
А также их родители!
Игру для эрудитов
Увидеть не хотите ли?
Впервые по истории
Для взрослых и для нас
(и не по телевизору) –
Программа "Звездный час”!
Представление участников и их старших
помощников (родителей, старшеклассников).
Участникам предлагается что-либо исполнить или
представить свое хобби, что дает возможность
получить звезду.
Тур 1
На доске открываются портреты русских князей:
Игоря, Владимира Святого, Ярослава Мудрого,
Александра Невского, Дмитрия Донского, Юрия
Долгорукого, Ивана Калиты.
Вопросы:
- Перед вами портреты русских князей. Один из них
произнес слова, ставшие крылатыми: "Кто на Русь с
мечом придет, тот от меча и погибнет”. (А.
Невский)
- Этот князь был причислен к лику святых, так как в
988 г. крестил киевлян в Днепре. (Владимир Святой.)
- Этот князь считается родоначальником киевских
князей. Однако древляне решили: "Если повадится
волк к овцам, то перетаскает все стадо, пока не
убьешь его”. И убили его. (Князь Игорь.)
- Этого князя считают основателем Москвы. Он
старался присоединить к Руси как можно больше
земель. Об этом говорит его прозвище. (Ю.
Долгорукий.)
- При этом князе были построены новые церкви. Он
положил начало созданию на Руси свода законов,
который получил название Правда Ярослава. (Ярослав
Мудрый.)
- Этот князь получил прозвище "денежный кашель”.
(Иван Калита.)
- С именем этого князя связана победа русского
войска в битве с монголо-татарами на Куликовом
поле. (Д. Донской.)
Участники, набравшие меньше очков, выходят из
игры.
Тур 2. "Пакет-буквоед”
Составление слов из выпавших 10 букв.
Зритель, составивший самое длинное слово,
получает приз.
Участники, составившие длинные слова, получают
звезды. Участники не придумавшие слова, выбывают
из игры.
Тур 3. Логические цепочки.
- Шедевры эпохи возрождения:
а) Мадонна Лита
б) Автопортрет Леонарда да Винчи
в) Портрет Инфанты Маргариты
г) Джаконда
д) Джинерва ден Бенчи.
(Все, кроме В.)
- Имена, слова, понятия, связанные с правлением
Ивана Грозного.
а) опричнина
б) земщина
в) Судебник 1550 г.
г) Избранная Рада
д) Смутное время
(Все, кроме Г.)
- Хронологическая цепочка:
а) Ледовое побоище
б) Казнь Жанны д’Арк
в) Куликовская битва
г) Открытие Америки Колумбом.
Если вы не согласны с такой
последовательностью, покажите какие из них нужно
поменять местами (Б–В). После 3-го тура остается
два участника.
Тур 4
Составить как можно больше слов из заданного
слова, например, слово "электрофикация”. Тот,
кто больше составит слов, тот победитель.
Награждение победителя.
|