Природа дала человеку в руки оружие –
интеллектуальную и моральную силу, но этим
оружием он может пользоваться по-разному.
Поэтому человек без нравственных устоев порой
оказывается существом нечестивым и диким.
Сегодня нравственность – категория наиболее
важная как для человека, так для и общества в
целом. Но качество это не врожденное,
генетический код не передает его из поколения в
поколение. Поэтому, утверждая понятия долга,
чести, высокоразвитого гражданского
самосознания, нельзя забывать, что первична
здесь не природа, а воспитание.
С чего начинать воспитание? Мы живем в период
кризисов – политических, социальных,
экономических, экологических, однако самый
страшный кризис – нравственный. Поэтому,
конечно, воспитание ребенка надо начинать с
формирования духовности: именно в ней скрыто то,
что-либо ускорит наше движение к свету, либо
отбросит нас еще дальше назад.
Обучение и воспитание учеников не должно
ограничиваться рамками урока. Нужна большая
внеклассная работа, в которую будут вовлекаться
работники разных сфер – работники биостанций,
лесхозов, экологи, административные работники и
другие.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить
их осознавать красоту природы. Но красота не
всегда бывает приметной, ее надо уметь
разглядывать. Научить детей удивляться природе,
отзываться на ее красоту, восхищаться ее
"разумом” – вот наша задача. Эстетическое
отношение к природе помогает решать задачи
экологического воспитания, способствует
нравственному отношению к ней. Дети должны
осознать, что научно-технический прогресс
заключается не в завоевании природа, а в
сохранении ее сложного и хрупкого равновесия.
Необходимо учить ребят правильному образу
жизни, милосердию, ощущению себя частичкой
природы и даже Вселенной… и тогда по словам
В.Сухомлинского: " Красота окружающего мира
станет могучим источником веры в доброту”.
Развитие духовной личности ребенка
включает в себя несколько последовательных
этапов: приобщение к возвышенному, его познание и
самореализация, иными словами, говоря языком
психологии – формирование духовного поля вокруг
себя. Поэтому прививая детям высоконравственное
восприятие жизни, необходимо использовать их
психологические особенности.
Задачи экологического восприятия в
нашей школе решаются через внеклассную работу по
биологии и экологии.
Я предлагаю сценарий познавательно–
развлекательного праздника для учащихся 6-7-х
классов.
Есть в травах и цветах целительная
сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Р. Рождественский
Цель праздника: сообщить детям интересные
сведения о цветах, способствующих развитию
эстетического воспитания и вызывающие желание
поближе познакомиться с удивительным миром
цветов.
План проведения:
- Встреча гостей участниками праздника.
- Знакомство и осмотр подготовленной выставки
"Цветы России”.
- Художественная часть.
- Познавательно – активная часть (викторины,
конкурсы, игры, и др.).
- Подведение итогов праздника.
Подготовка и оформление:
Красочно оформить зал рисунками цветов,
организовать выставку букетов. Выпустить газету
"Цветы сада” "Полевые цветы” либо монтаж
"Цветочные часы”. Подготовить эмблемы
праздника для участников. Пригласить на праздник
цветоводов – любителей.
У входа в зал гостей встречает пара учащихся.
Одни дарят приглашенным гостям букетики цветов и
предлагают до начала праздника осмотреть зал.
В зале звучит классическая музыка, медленно
гаснет свет. Фонограмма – шум ручья, пение птиц в
лесу. Открывается занавес. С помощью компьютера
демонстрируется презентация слайдов с видами
русской природы родного края. На сцене стоит
журнальный столик (на нем свеча на подставке) по
бокам два кресла. На сцену выходят ведущая и
ведущий. Они садятся в кресла, зажигают свечу.
Ведущая. Все в зелени…
Ручей бежит во рву.
И день последний наступает в мае.
Я падаю в высокую траву.
Как будто бы Россию обнимаю.
Пью запах леса, словно молоко.
И из земли в меня такая сила,
Что даже от России далеко
Во мне останется Россия.
Меня наверно, удивит Париж,
Заставит Рим торжественно склониться.
В лесах российских благодать и тишь,
Трава зеленая от капелек искрится.
Приду сюда, приеду, как домой,
Остановлюсь у двух берез знакомых,
Запахнет земляникой и рекой.
И я в России, это значит – дома.
Ведущий. Посмотрите вокруг, какой прекрасный
удивительный мир нас окружает. У Константина
Паустовского есть такие слова: "…и если мне
хочется иногда жить до ста двадцати лет, то
только потому, что мало одной жизни, чтобы
испытать до конца все очарование и всю
исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к
своей стране”.
(Звучит музыка Г.Свиридова и
демонстрируются слайды цветов)
Голос за сценой. А сколько хранит в себе
каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы
проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на
чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет
такое, что никто на Земле не умеет. Например, он
берет крупинку мягкой черной земли, затем он
берет дождя дождину и воздуха голубой лоскуток, и
лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но
где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот
из одной и той же черной земли, он то красный, то
синий, то сиреневый, то золотой…
Ведущая. Вы любите цветы? Каждый цветок – как
упавшая с неба звезда. Природа – мать потратила
миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное
чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него
радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя
эти тонкие вибрации, тянемся всем своим
существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и
наполнить ею себя.
Ведущий. Цветы украшают нашу жизнь, и наш
праздник сегодня посвящает им.
(Включается свет. На сцене среди зелени
сидят учащиеся в костюмах различных цветов.)
Подснежник.
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький платочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, сильно припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора.
И вылез, а кругом все тихо…
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок, ты дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую склоняя,
Сказал: "Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!”
Ландыш. Следующий подарок весны – цветок,
который мы знаем по древнерусской легенде:
Морская царевна Волхова полюбила
Юношу Садко, но тот отдал свое сердце любимице
полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла
на берег и стала плакать. И там, где падали
слезинки царевны, выросли ландыши – символ
чистоты, любви и грусти.
Ведущая. Ребята, а вы знаете, кто из наших
поэтов воспел этот цветок?
(Ребята из зала читают стихи.)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А.Фет
Чернеет лес,
Теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
С. Маршак
Ландыш милый, ландыш нежный,
Белый ландыш, ландыш снежный,
Наш цветок.
Встал ты меж зелёных створок,
Чтоб тебя кто только зорок,
Видеть мог.
Колокольчики качая,
В воздухе веселом мая,
Бел и чист.
Ты, как звёзды, в травах светишь,
Ты узором тонким метишь
Полный лист.
* * *
О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней.
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
* * *
Когда в конце весны, в последний раз, срываю
Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть…
В. Брюсов
Ландыш. Этот чарующий, загадочны цветок с
тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли
в сердце, до "бешеного обожания” любил Петр
Ильич Чайковский. Во Флоренции, оглушённый
неистовым запахом магнолий и буйствующих роз,
композитор так затосковал, что обратился к
поэзии:
В чем тайна чар таких? –
Не знаю. Но меня твое благоуханье,
Как винная струя, и греет, и пьянит,
Как музыка, она стесняет мне дыханье,
И как огонь, питает жар ланит.
Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он и
помощник человека. Препараты из майского ландыша
для лечения сердечно-сосудистой системы.
Ведущий. Как великолепен июньский луг! Он
сияет свежестью красок.
(Исполняется песня "Полевые цветы”. Муз. Р.
Паулса, сл. П. Ковалёва.)
Когда идешь ты на свиданье,
То выбирай короче путь.
Своей любимой в знак вниманья
Цветов нарвать ты не забудь.
Пускай они не будут розами,
Пускай они росли в лугах,
Дождями пахнут, пахнут грозами,
Цветы свежи в твоих руках.
Твои сомнения развеются,
Когда подаришь ей букет,
И можешь ты вполне надеяться
На положительный ответ.
(Исполняется песня " Букет”. Муз. А. Барыкина,
сл. Н. Рубцова.)
Колокольчик.
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Легкий-легкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
Так звонишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы?
Кипрей.
Когда на просёлке в июльский зной
Проходишь ты меж кочками и пнями,
Кипрея лепестки перед тобой
Мелькают, словно розовое пламя.
Когда в лесу наткнёшься невзначай
На море лепестков в цветочной пыли,
Ты скажешь: " А ведь это Иван-чай,
Его когда-то наши предки пили!”
Фиалка.
В местах сыроватых, где бродят туманы,
Где в травах опушек росинки блестят,
Ты в сумерках запах услышишь медвяный-
Ночная фиалка струит аромат.
В Бразилии где-то цветут орхидеи-
Большие, как бабочки, чудо – цветы,
Но северный цветик нам ближе, роднее
Хоть пышной ты в нем не найдешь красоты.
(Исполняется песня "Васильки”. Муз. П.
Аедоницкого, сл. Я. Холецкого.)
Ведущая. Василёк был завезен в Европу
вместе с рожью ещё во времена Плиния Старшего.
Там издавна он считался одним из лучших для
плетения венков. В Швеции венок из васильков даже
входит в изображение государственного герба.
Очень любил васильки Иван Андреевич Крылов. До
наших дней дошла такая история. Когда в 1823 году у
Крылова случился сильный гипертонический криз,
мать императора Александра 1, Мария Федоровна,
прислала ему букет васильков и пригласила
баснописца к себе в Павловск, сказав: "Под моим
надзором он быстрее поправится”. И
действительно, поправившись,
Иван Андреевич написал басню "Васильки”, где
под видом цветка изобразил себя, а под видом
солнца – императрицу.
Василькам посвятили свои работы многие
художники, например Игорь Грабарь. Эти цветы
популярны также в вышивках, где их обычно
изображают вместе с колосьями ржи.
Синий василек – хороший медонос, хорошее
лекарственное растение.
(Исполняется песня " Ой, ромашка, белый цвет”.
Муз. А. Анеркина, сл.В. Лашкова.)
Ведущий.
Девчонка гадает у тихой реки-
Ромашки лучистые губит,
И, словно снежинки, летят лепестки:
Любит – не любит-любит.
Ты правду всю знаешь, цветок полевой,
Иль это придумали люди?
За все отвечаешь своей головой:
Любит – не любит– любит.
Ромашка.
Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки.
Как белые звезды средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
Вся в белое наша полянка одета.
Качает цветы ветерок на лугу.
Ромашки! Ромашки! Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу!
Ведущая. Ромашка может не только поведать о
девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос,
используется она и в парфюмерии. Известно, что
волосы, промытые в ромашковом отваре,
приобретают красивый золотистый оттенок, а у тех,
кто часто умывается ее крепким отваром, кожа на
лице становится бархатистой и нежной.
Народная медицина рекомендует при болезнях
горла полоскать его отваром ромашки и пить
теплым цветочный чай, заваривая кипятком щепотку
ромашки и липового цвета. Все хвори уходят. А,
может, вам посчастливится, и вы, внимательно
прислушиваясь к тихому трепету ее белых ресниц,
откроете для себя еще какую-нибудь тайну.
(Звучит песня "Травы, травы”. Муз. В. Шаинского,
сл. А. Юшина.)
Затем проводится викторина, состязание на
лучшее знание цветов, пословиц, поговорок,
загадок. Работает жюри, которое подводит итоги и
награждает победителей.
Ведущий. Посмотрите вокруг, какой прекрасный
и удивительный мир нас окружает – леса, поля,
реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные,
растения. Это все – природа! Наша жизнь
неотделима от нее.
Ведущая.
Все тесно связано вокруг
Примеры мы не станем множить
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Викторина и загадки
- Как называется комнатное растение, стебли
которого, свисая вниз, очень сильно
переплетаются? (Традесканция.)
- Какое комнатное растение хорошо растёт в воде и
его можно выращивать в аквариуме? (Традесканция.)
- Какого цвета могут быть листья бегонии?
(Зеленого, красного, коричневого.)
- Что такое черенок? ((часть стебля с 3-4 листьями.)
- Какие два названия имеет герань? (Пеларгония,
дубок)
- Почему у цветов, распускающихся ночью, белая
окраска? (Они лучше заметны насекомым
опылителям.)
- Назовите первые весенние цветы. (Мать-и-мачеха,
пролеска, прострел.)
- Какие цветы издают запах только ночью и почему?
(Душистый табак, маттиола. Они привлекают
насекомых для опыления.)
- Какие цветочные растения содержат в листьях
эфирные масла? (Мята, душистая герань, мирт.)
- Назовите насекомоядные растения. (Росянка,
венерина мухоловка, непентес, росолист,
дарлингтония и др.)
- Какое растение с красивыми цветками является
хорошим удобрением? (Люпин)
- Какие цветы пахнут медом? (Алиссум.)
- Родина растения – Южный Китай, Япония. Оно не
вянет, цветет зимой. Цветы желтые у корня. Среди
этих растений прячутся змеи. У этого растения два
названия. Как оно называется и почему?
(Аспидистра, дружная семейка.)
- Родина растения – Бразилия. Оно хорошо
акклиматизировалось у нас. Цветет круглый год. В
просторечии его называют капусткой. Как
правильно называется это растение? (Бегония
вечноцветущая.)
- Родина растения – Малая Азия. Растет в открытом
грунте. В Крыму – в виде кустарника. Растение
ядовитое. Аромат вызывает головокружение и
головную боль. Семена используют в медицине (из
них выделяют стрихнин). После работы с этим
растением обязательно нужно мыть руки. Как оно
называется? (Олеандр)
- Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые
реснички. (Ромашка.)
- Какую кашу не варят? (Клевер)
- Название какого цветка связано со звоном?
(Колокольчик.)
- Какой золотой цветок дает белый пушок?
(Одуванчик.)
- Что подразумевает арабская загадка: "Царица
оазиса купает свои ноги в воде, а прекрасную
голову – в огне солнечных лучей”? (Финиковая
пальма.)
- Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)
- Меня называют царицей цветов
За запах, за цвет моих лепестков,
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов? (Роза) - Название какого цветка совпадает с
наименованием кондитерского изделия? (Ирис.)
- Название какого цветка состоит из частицы,
предлога и названия сторожевого помещения?
(Незабудка.)
- Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым
появляется пв проталине? (Подснежник.)
- Какое произведение А.М. Горького названо по
имени цветка ? (Мальва.)
- В название какого цветка надо удалить одну
букву в начале слова и одну букву в конце, чтобы
получить фамилию героя романа Жюля Верна 220000 лье
под водой”? (Анемон.)
- В название какого цветка надо удалить последнюю
букву, чтобы получить имя героя повести Н.В.
Гоголя "Майская ночь, или Утопленница”? (Левкой.)
- В названии какого цветка надо удалить первые
две буквы, чтобы получить фамилию великого
итальянского поэта? (Роданте.)
Задания на стендах
Мало кто помнит о том, что существует язык
цветов. А ведь символика цветов была известна
людям с давних пор. А вам знаком язык цветов?
Учащимся предлагается перечень цветов с
просьбой назвать чувства, которые символизируют
эти цветы. Ответы нужно писать разборчиво, указав
свою фамилию и имя. Жюри по окончании подведет
итоги и наградит победителей.
Язык цветов
- Акация желтая или белая – платоническая любовь.
- Астра – печаль.
- Базилик – ненависть, отвращение.
- Барвинок – " помнишь, что было”.
- Боярышник – надежда.
- Василек – изящество, деликатность.
- Вьюнок полевой – смирение, покорность.
- Вьюнок трехцветный – кокетство.
- Гвоздика красная – пылкая любовь, страсть.
- Гвоздика белая – печаль.
- Гвоздика желтая – презрение.
- Гвоздика пестрая – холодность в любви.
- Георгин – признательность.
- Гиацинт – шутка, забава.
- Гортензия – холодность.
- Жасмин – любезность.
- Колокольчик – болтливость.
- Лаванда – недоверие.
- Левкой – поспешность, вспыльчивость.
- Лилия белая – юность.
- Мак – утешение.
- Маргаритка – невинность.
- Мимоза – стыдливость.
- Мята – жар чувств.
- Нарцисс – эгоизм.
- Незабудка – "вспоминайте обо мне”.
- Ноготки – скорбь.
- Пион – стыд.
- Подснежник – утешение.
- Роза белая – молчание.
- Роза желтая – неверность.
- Роза красная – любовь, страдание.
- Розы красная и белая вместе – огонь сердца.
- Сирень – влюбленность.
- Тюльпан – признание в любви.
- Фиалка – скромность.
- Шиповник – поэтичность.
Первоцветы
Отыщите в тексте, ничего не изменяя, девять
названий первоцветов, спрятанных в словах.
Про лес как не рассказывать, мне он люб как
осенью, весной, летом, так и зимой. Снег и воздух
чист. Я как в волшебной сказке. День погож, и
каждый след виден. Надо, нисколько не меняя
лесной жизни, наблюдать. Вон там, недалеко, гнездо
скопы, тень от него похожа на страшного косматого
зверя. Ни мороз, никакой холод не остановят весны.
Вот и кончается сон трав, а у деревьев уже много
сока. Весна идет. (Пролеска, любка, чистяк, ожика,
адонис, копытень, морозник, сон-трава, осока.)
Цветочная композиция
На столе стоят составленные учащимися букеты
цветов и композиции из цветов и листьев тех
растений, которые растут в период проведения
праздника. Тому, кто даст наиболее полный список
названий растений, из которых состоит этот букет,
он и будет подарен.
Знаешь ли ты семена цветов?
На столе разложены в ластиковых пакетиках
семена цветов (5-10 наименований) с этикеткой: "Эти
семена будут премией тому, кто даст наиболее
полный список их названий”.
|