Цели мероприятия:
- продолжение знакомства с былинами и былинными героями;
- развитие устных речевых способностей учащихся, увеличение
словарного запаса за счет устаревших слов и выражений, освоение
особенностей былинного стиля, обучение исполнению былин;
- отработка навыков вдумчивой работы с текстом былин;
- развитие творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора учеников.
- воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к истокам своей
страны.
Подготовительная работа
- распределение ролей ведущих (Ведущий, скоморохи, двое стражников ,
князь, три девушки и др);
- подготовка домашних заданий командами;
- составление группой учащихся вступительного слова команд, текста
приглашения для родителей и членов жюри (см. приложение)
- оформление зала и сцены атрибутами былинной эпохи;
- подбор костюмов ведущих и команд;
- подбор музыкальных отрывков (звучит музыка мультипликационных
фильмов и аудиокассет «Былины» и песня «Богатырская ты наша славушка»)
-приглашение к участию старшеклассников из клуба «Богатыри»,
увлекающихся реконструкцией костюмов, оружия, боев русских витязей.
План проведения КВН:
Конкурс 1: Представление команд в былинной манере (10-15 строк)
Слово жюри
Выступление старшеклассников из исторического клуба «Богатыри»
Конкурс 2: ответы на вопросы старшеклассников
Слово жюри
Конкурс 3. Сценки из былин. Оцениваются исполнение, костюмы, отбор
материала (эпизода).
Слово жюри
Танец девушек в русских народных одеждах с венками на головах.
Конкурс 4. Отгадать имя девицы – героини былины («Добрыня и Змей»,
«Илья Муромец и Калин-царь», «Ставр Годинович»)
Слово жюри
Конкурс 5. Команды загадывают друг другу имя богатыря с 3
подсказками. (Оценивается, насколько быстро дан ответ и насколько
«хитро» составлена загадка самой командой).
Слово жюри: подведение итогов.
КВН
Ведущий (Под торжественную музыку): О,
светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами
прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками
местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми
полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами
великими, селениями славными, князьями грозными, боярами честными и
богатырями известными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о
православная вера христианская.
(Фрагмент из произведения Х11-Х111 в.в. "Слово о погибели Русской
земли”)
На сцене: Стол Владимира-Кр.Солнышка (на столе старинная посуда), он
сам, 2 девушки. Двое стражников
Стол бояр - жюри 3 чел.
Стол гостей - по 2 чел. от класса
Скоморох 1 Как во том во городе во
Киеве
Что у ласкового князя Владимира,
Пированьице было - почестен пир,
Зазывал Владимир Стольнокиевский
Да всех учеников-шестиклассников
Чтоб в уме по былинам сразилися,
Знаньями-уменьями похвалилися.
А учителей-боярынь гимназических
Попросил да посудействовать, да и
Выбрать к награжденью победителя.
Скоморох 2 Князь всех поит и чествует
Сам по гриднице похаживает,
Белыми руками помахивает,
Могучими плечами поворачивает,
Говорит князь таковы слова:
Князь Ой Вы гой еси,классы умные да
сметливые,
Покажите-ка нам вы знания, да школьные,
Про богатырей-силачей великиих да про
Подвиги их славные, во былины положенные.
Но вначале вы для нас всех представьтеся да
Собою хорошими похвалитеся.
Конкурс 1. Представление команд в
былинной манере (возможно наличие эмблемы).
Примерные обращения:
Команда 1.
Ой вы, гости дорогие и участники,
Вас приветствуем сейчас
Да от всей души.
Собрались мы здесь на сражение
Остроумием блеснуть и талантами,
Показать - чему научилися,
Похвалиться своим умением.
Вам челом бьем, жюри справедливое,
Оцените Вы нас по достоинству.
Не обидьте Вы наших соперников,
К нам же просим Вас быть снисходительными.
Всем желаем успехов в сражении.
Пусть народ на нас полюбуется.
С добрым сердцем, с душою открытою
Перед Вами начнем выступление.
Команда 2
Уж мы бьем челом, поклоняемся
Государям – жюри великому!
Принимайте Вы наш подарочек
Да благославляйте дружину удалую,
Дружинушку резвую, молодую,
Да судите нас верой и правдою!
Как во славной было во гимназии,
Как хоробра дружина «Веди»
Насбирала-то знания о былинах
Да пришла на почестну борьбу.
Уж вы гой еси, наши соперники,
Ай да будьте-то вы разумники,
Только будем мы с вами сражатися
До победушки неминучией!
Добром победу отдадите – добром возьмем,
А добром не отдадите – завоюем!
Скоморох 2 Обращается тут князь ко своим
гостям уважаемым,
Говорит Владимир стольновидновский таковы слова:
Князь Уж вы гой еси,
боярыни умнейшие,
Вы прослушали их речи представления
Так поставьте же баллы заслуженные,
Чтоб ребятушки их услышали да увидели.
Слова жюри (смотри
приложение)
Скоморох 1 Высота ли,
высота поднебесная,
Глубота, Глубота, окиян-море,
Широко раздолье по всей земле.
Для защиты же ее оружие надобно,
Чтобы себя защитить и врага проучить.
Приглаил к нам Владимир-князюшко
Дружинушку хоробрую да умелую.
И говорил князь таковы слова:
Князь Ой ты гой еси, дружинушка отменная, Пок
ажи-ка ты командам приемы верные -
настоящие, Ра
сскажи-ка им ,внимательным, об
оружии
Руси-матушки века раннего - исторического.
Загадай-ка им вопросы посложнее да похитрее,
Чтобы испытать нам их ум да разум с памятью.
Конкурс 2. Выступление старшеклассников в одежде древних
латников, рассказ об оружии Руси 10-13 веков. Вопросы по теме для
ребят.
Князь Ай же, судии уважаемы да почитаемы.
Покажите же нам счет второго испытания,
Чтобы к сведению команды его приняли...
И актерские свои способности проявили бы
В испытании середнем - постановочном.
Скоморох 2 Пусть расскажут и покажут они
Про дела старые, про старые, про бывалые.
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы зрители призадумались,
Что века не меркнет слава русская, богатырская!
Конкурс 3 Сценки из былин (названия былин заранее были даны)
Князь Ай да. команды-командушки,
Показали вы нам сценки хорошие
Про богатырей любимых и почитаемых,
Чтобы добрые люди увидели да послушали,
Чтобы зрители в зале призадумались.
А теперь посмотрим на боярынь наших ученейших
Да умнейших
И дадим им слово молвити.
Жюри дает оценку (см. в приложении)
Скоморох 3 (вбегает) Ой ты гой еси,
князюшко,
Не вели казнить, вели слово молвити.
Ждут твоего разрешения девы светлые да прекрасные.
Лицо-то у них - как бы белый снег,
Щеки-то у них - будто алый цвет,
Очи ясны у них - как у ясна сокола,
Брови черные у них - два чистых бобра,
Походочка у них - павиная.
И желают они загадки загадывать.
Чтобы тебе угодить да гостей испытать
На смекалку-смекалочку
ученическую-гимназическую.
Князь хлопает в ладоши, позволяя войти. Девушки танцуют, потом,
используя отрывок из былины) рассказывают о себе, не называя своего
имени.
Конкурс 4 Былинная дева. Надо отгадать имя девушки и
название былины.
Первая девушка. Летела тут
змея у нас проклятая,
Летела же змея да через Киев-град,
Ходила я тут с мамками да с няньками -
В зеленом саду гулятиться,
Подпадала тут змея было проклятая
Ко той матушке да ко сырой земли...
Ухватила тут меня да гуляючи
В свои было во хобота змеиные,
Унесла она меня во пещеру змеиную. (Забава Путятична
"Добрыня и Змей”)
Вторая девушка. Вижу я - это
дело есть немалое,
Во что посадил Владимир-князь да стольнокиевской
Старого казака Илья-Муромца
В тот во погреб во холодный,-
А он мог бы постоять один за веру, за отечество,
Приказала сделать да ключи поддельные...
Приказала-то на погреб на холодный
Да снести перины да подушечки пуховые....
Тому старому да казаку Илье Муромцу.
(Дочь князя Владимира "Илья Муромец и Калин-царь”)
Третья девушка. Перепала
мне весть нерадостна,
Что муж мой - боярин во Киеве
Посажен в погребы глубокия,
Руки и ного скованы.
Скорым-скоро я наряжалася,
Скорым- скоро я убиралася...
И надевала платье посольское,
И называлась грозным послом Золотой земли...
(Василиса Микулична. "Ставер Годинович”)
Князь А теперь вы, команды удалые,
Приготовьтеся ко последнему ко испытанию,
Где вы сами друг друга спросите
И ответы друг друга услышите.
Загадайте же загадки-загадочки
На знанье имен и историй богатырей наших,
Где да жили они, с кем дружили,
Кого силушкой да умом победили.
А жюри наше досточтимое даст опосля
Счет-ответ заключительный,
кому главный приз достанется,
А кому второй-третий останется.
Конкурс 5. Команда дают друг другу по 3 подсказки о
каком-либо богатыре, не называя имен и названий. Заключительное слово жюри Звучит песня в записи "Богатырская наша славушка
”
|