Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:19:45
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Практическая работа. Гетероциклические соединения
14.12.2010, 21:48:47

Цели. На основе демонстрационного эксперимента повторить и закрепить сведения о получении, составе, структуре, характерных реакциях и практической значимости гетероциклических соединений.
Оборудование и реактивы.
Водяная баня (электрическая), спиртовая горелка, спички, фильтровальная бумага (полоски), шпатель (2 шт.), санитарная склянка, асбестовая сетка, штатив с пробирками и пробками к ним (2 шт.), железный штатив с кольцом и лапкой, держатель для пробирок, часовое стекло (2 шт.); сухие древесные опилки (мелкие), сухие животные кости (раздробленные), широкая (2–2,5 см) сосновая лучина, чай сухой (0,5 г), кофеин (10 мг),
H2O (дистил.), KMnO4 (разбавленный до розовой окраски раствор), H2SO4 (конц.), лекарственный препарат типа кофицила (1 таблетка – 30–50 мг кофеина), HCl (разб., 1:1), HCl (конц.) (соляная кислота), H2O2 (р-р, = 5%), водный аммиак (конц.), С6Н6 (чистый), бензол технический, изатин (1 кристалл), анилин.

К гетероциклическим соединениям относят вещества, молекулы которых содержат кольца, состоящие из атомов углерода и других элементов (O, N, S). Важнейшими являются пяти- и шестичленные циклические соединения, многие из которых имеют биологическое значение. Гетероциклические ядра входят в состав молекул многих витаминов, активных групп ферментов и пр. Растительные алкалоиды, обладающие сильным физиологическим действием на организм животных и человека, часто включают гетероциклы.

Азотистые основания, остатки молекул которых входят в состав нуклеиновых кислот, – это производные азотистых гетероциклических соединений – пиримидина и пурина.

 

Шестичленные гетероциклы

Представитель шестичленных азотсодержащих гетероциклов – пиридин С5Н5N (бесцветная жидкость с неприятным запахом).
Известно, что это вещество: хорошо растворимо в воде;
не обесцвечивает раствор KMnО4 даже при нагревании;
не вызывает посинения красного лакмуса;
при взаимодействии его раствора с концентрированной HCl получается кристаллический продукт.

Задание 1. Объяснить свойства пиридина особенностями электронной структуры молекулы гетероцикла, сравнить структурную форму этого вещества с формулами бензола и пиримидина.




Пятичленные гетероциклы

Задание 2. На основании особенностей электронной структуры объяснить:
почему пиррол по сравнению с пиридином плохо растворим в воде;
если пиридин свободно присоединяет бромную воду, то пиррол вообще не способен к характерным реакциям непредельных углеводородов и по своим свойствам ближе к аренам;
основные свойства пиррола (способность притягивать Н+) выражены очень слабо;
у пиррола появляется способность замещения водорода по связи N–Н активным металлом (кислотные свойства).




В лабораторных условиях пиррол получают сухой перегонкой веществ из животной костной ткани (он входит в состав желто-красного костного масла).

Производное фуранафурфурол С5Н4О24Н3О–СНО) – легко получается из пентозанов (полисахаридов из пентоз), которые вместе с клетчаткой входят в состав древесины, соломы, скорлупы орехов, подсолнечной шелухи и пр. Фурфурол является заменителем формальдегида при получении пластмасс (он дешевле), применяется как растворитель.

Фурфурол конденсируется с анилином с образованием красителя красного цвета.

Демонстрационный опыт Задания Наблюдения и выводы
В пробирку внести (1/10 объема) сухие древесные опилки, добавить раствор
HCl (1:1) так, чтобы пропитать и покрыть опилки. Непродолжительно (7 мин) кипятить на водяной бане. Испытать выделяющиеся пары на фурфурол, подержать над ними полоску фильтровальной бумаги, смоченную анилином, до окрашивания в красный цвет.
Kакое вещество образуется в продуктах реакций пентоз древесины (гидролиза или дегидратации)?

 


Дописать уравнение реакции конденсации в структурной форме:

Пробирку-реактор (на 2/3 объема) заполнить мелко раздробленными сухими животными костями и нагревать на спиртовке до накопления в приемнике около 1 мл костного масла желто-красного цвета. На плоскую сосновую лучину, смоченную в концентрированной НСl, поместить несколько капель костного масла Kакое вещество гетероциклического характера выделяется в составе костного масла? Проверить опытным путем вывод. Указать признаки реакции

Опыт лучше поставить за день до занятия (т. к. скорость реакции зависит от концентрации в бензоле тиофена). K 2 мл технического бензолав пробирке прилить 0,5 мл слабого раствора KMnO4, встряхивать 3–5 мин. Закрыть пробкой и оставить на сутки (как контрольную использовать пробирку с раствором KMnO4 для сравнения) Kакое гетероциклическое соединение содержит технический бензол? Записать его структурную формулу. Объяснить обесцвечивание раствора KMnO4 в нижнем водном слое. Проверить выводы введением в 1–2 мл технического бензола кристалла изатина (со спичечную головку). После растворения кристалла добавить несколько капель концентрированной Н2SO4. Положительный эффект реакции – синее окрашивание. (Провести контрольный опыт с чистым С6Н6.)

Характерная реакция на кофеин, пуриновые и пиримидиновые основания

На часовое стекло поместить 0,5 г сухого чая, накрыть таким же стеклом и нагреть спиртовкой через асбестовую сетку. K 10 мг кофеина добавить 10 капель 10%-го раствора H2O2 и 1 каплю концентрированной HCl. K смеси прилить 5 капель концентрированного водного аммиака до появления характерной окраски. (Для характерной реакции на кофеин можно использовать 1 таблетку лекарственного препарата типа кофицила, содержащую 30–50 мг кофеина. В продуктах реакции появляется темно-коричневая окраска.) Наблюдать появление на верхнем стекле капель воды, затем испаряющихся, а на их месте – сублимацию (из чая) кристаллов кофеина. Рассмотреть и охарактеризовать его структуру. Kаков эффект характерной реакции?

Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, методическая копилка, химия в школе
Просмотров: 2829 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0