Цель урока: дать представление о необходимости особой защиты детей, попавших в неблагоприятные условия или экстремальные ситуации.
Основные понятия: люди с ограниченными возможностями, право на особую защиту.
Дидактические материалы: два платка для завязывания глаз, различные фрукты, овощи; альтернативы ответов на вопросы теста.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Игра "Слепое доверие".
Класс делится на пары, где один ребенок изображает слепого, а другой –
поводыря. Учитель объясняет, что поводырем называют человека, который
ведет незрячего, и тот полностью ему доверяет. Не каждый может быть
хорошим поводырем, а только настоящий Маленький Великан – добрый и
надежный. "Слепым" завязывают глаза, а "поводыри" водят их по классу,
заранее предупреждая о препятствиях. "Слепые" ощупывают предметы руками,
обстукивают ногами, пытаясь не видя узнать их. Затем пары меняются
ролями: "слепые" становятся "поводырями" и наоборот. В конце игры дети
обмениваются впечатлениями о своих ощущениях.
II. Беседа.
Учитель:
– Все дети имеют право за защиту, но некоторым детям она нужна больше
других. Я говорю о детях, которые не могут видеть, или не слышат, или не
могут нормально передвигаться и прикованы к кровати. Таким детям
живется много труднее, чем здоровым. Врачи пытаются им помочь, но это
не всегда удается. Мы иногда играем в жмурки с закрытыми глазами. Это
весело. Мы знаем, что откроем глаза и все увидим. Детям, которые не
видят и никогда не увидят солнышка, деревьев, птиц, цветов, приходится
обо всем узнавать с помощью рук (ощупывая), носа (по запаху), ушей
(слыша звуки). Дети, которые не видят, учатся по книгам, где буквы
различаются пальцами, на ощупь. Мы сейчас попробуем побывать на их
месте.
III. Игра "Узнай по запаху, по звуку, на ощупь".
Детям предлагается узнать, какие предметы перед ними лежат: игрушка,
цветок, фрукт, овощ и др. По окончании игры учитель говорит:
– Ребята, вы поняли, как хорошо видеть, слышать, ходить, говорить. И как
трудно жить тем, кто из-за болезни или несчастного случая не может
этого делать. Многие государства заботятся о своих гражданах, у которых
возникли проблемы со зрением, слухом, речью, каким-то еще органом.
Задумывались ли вы о том, что в многоэтажных зданиях есть лестницы, по
которым надо подниматься или спускаться? Для вас это просто, вы даже
можете перепрыгивать через ступеньки. А детям, которые передвигаются в
специальных колясках, каждая ступенька – серьезное препятствие. Сейчас
перед магазинами или в подземных переходах к лестницам стали
пристраивать специальные наклонные дорожки с перилами по бокам, которые
называют пандусами. Как вы думаете, для кого они предназначены? (Для
мам, которые везут в колясках детей, и для людей, которые сами
передвигаются на колясках и не могут проехать по обычной лестнице).
––Может быть, вы знаете и другие примеры заботы о таких людях?
(Светофоры со специальным звуковым сигналом для слепых, слуховые
аппараты.)
–– Я сейчас проведу с вами маленький опрос. Попробуйте представить себе
человека, передвигающегося по городу в коляске и скажите, как вы себя в
этой ситуации поведете. Я назову вам варианты ответа, а вы выберите себе
подходящий или предложите свой собственный. Итак, увидев человека в
коляске, вы:
• можете завести с ним обычный разговор, как с любым другим человеком;
• не знаете, как себя вести, стараетесь на него не смотреть и поскорее уйти;
• предложите ему помощь, если он в ней нуждается.
Учитель выслушивает варианты ответов учеников и подводит итог:
–– Многие не знали, как ответить, не представляют, как себя вести при
встрече с людьми, которых раньше называли инвалидами, а сейчас – людьми с
ограниченными возможностями. Это очень сложно звучит, но говорит о том,
что люди, о которых идет речь, не все могут делать. Но точно так же не
каждый может, например, играть на скрипке, водить грузовик или кататься
на горных лыжах. Сейчас появилось очень много приспособлений, которые
помогают людям с ограниченными возможностями чувствовать себя
равноправными. Например, в автобусах существуют специальные механизмы
для поднятия колясок; выпускаются телефоны с подсветкой: вместо звонка
начинает мигает лампочка. В последние годы стал развиваться специальные
виды спорта, проводятся параолимпийские игры, чемпионаты по бальным
танцам, где один из партнеров – на коляске.
IV. Подведение итогов.
Учитель:
–– Всем хочется бегать, прыгать, радоваться жизни. И если у кого-то
случается беда и он теряет способность видеть, слышать, нормально
двигать, говорить, то такие люди, особенно дети, нуждаются в повышенной
защите. Не обижайте их никогда и всегда стремитесь помочь. |