Цель урока: дать представление о разных категориях детей, нуждающихся в особой защите.
Основное понятие: дети с ограниченными возможностями.
Дидактические материалы: листы плотной бумаги, толстые иголки, белорусские денежные купюры, раздаточный материал «Песочные часы».
ЭТАПЫ УРОКА
I. Психотренинг «Спаси птенца»
Учитель:
— Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец.
Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному
пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него,
согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей
груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте
ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не
грустите: он еще прилетит к вам.
II. Беседа с элементами упражнений
Учитель:
— Мы уже говорили с вами о том, что все дети, пока не вырастут, имеют
право на защиту, а некоторым детям требуются особая защита и помощь. Как
называют таких детей? (Дети с ограниченными возможностями.)
— Им нелегко живется. Например, незрячие дети не видят ничего вокруг: ни
неба, ни травы, ни людей, ни картинок в букваре. Они учатся читать и
писать по специальным учебникам. Читают они пальцами. Давайте посмотрим,
как это делается.
Учитель берет лист плотной бумаги, накалывает иглой контуры букв
односложных слов, например: мел, дом, кот и др. Предлагает добровольцу
из класса попытаться прочесть это слово кончиками пальцев. Затем это
задание выполняют дети: накалывают слова и дают листок для прочтения
соседу по парте.
— Пишут незрячие не ручкой, а печатают, запомнив расположение букв на клавишах. (Если есть возможность, это следует показать.)
— Как вы думаете, где в повседневной жизни мы можем встретить знаки,
рассчитанные на незрячих людей или людей со слабым зрением? (На
монетах.)
— Достаньте, если у вас есть с собой деньги, любую бумажную купюру и
поищите на ней специальные знаки. Кто нашел, пусть скажет всему классу,
как они выглядят.
— Детям с ограниченными возможностями о многом в окружающем мире могут
рассказать различные органы чувств, например, незрячим — уши, нос. Дети,
у которых от рождения отсутствует слух, часто не могут и говорить, ведь
они никогда не слышали ни своего голоса, ни голосов других людей. Они
«говорят» руками и «читают» с губ. Это можно часто видеть в
телевизионных передачах. Сейчас для людей с ослабленным слухом или
глухих специально транслируют передачу «Новости», когда рассказывает
один телеведущий, а в уголке экрана другой «переводит» сообщение на язык
глухонемых.
— Специально подготовленные преподаватели учат детей с ограниченными
возможностями. Раньше это происходило обязательно в специальных школах.
Но сейчас во многих странах такие дети ходят в обычные школы, например, в
Дании нередко в обычном классе вместе с 20 ребятами учатся мальчик или
девочка, которые не слышат или не видят. С этими учениками дополнительно
работает еще один учитель. В нашей стране за последние годы открылись
классы, которые назвали интегрированными. Вам не обязательно запоминать
такое сложное название, просто надо знать, что в этих классах дети с
ограниченными возможностями учатся вместе с другими ребятами. Как вы
думаете, почему так сделано? (Чтобы дети с ограниченными возможностями
не чувствовали себя обделенными.)
— А вы бы хотели, чтобы в вашем классе были девочка или мальчик, которые, например, не слышат или не видят?
III. Практическое задание
Учитель может предложить детям разучить несложные знаки речи глухих;
попытаться считывать с губ простые слова, отобранные по принципу «Что
есть в классе?»; провести игры-упражнения («Узнай по звуку», «Отгадай по
запаху») и выполнить задание на карточках раздаточного материала
«Песочные часы».
IV. Подведение итогов
В заключение ребята обсуждают, какие подарки (коллективные и
индивидуальные работы) они в состоянии приготовить для детей с
ограниченными возможностями к ближайшему празднику. Желательно
договориться с действующими в школе волонтерами, которые курируют
нуждающихся в особой помощи детей, чтобы подарки попали по назначению.
|