Целъ урока: закрепить представления о праве ребенка на семью и о его правах и обязанностях в семье.
Дидактические материалы: раздаточный материал «Хитрый прямоугольник».
ЭТАПЫ УРОКА
I. Психотренинг «Передай цветик-семицветик»
Все ученики выстраиваются в круг и очень осторожно, бережно, с улыбкой передают из рук в руки «волшебный цветик-семицветик».
II. Практическое задание
Учитель:
— На прошлом занятии мы делали «паспорт» класса (или альбом-книгу «Кто
я?»). Но человек никогда не бывает совсем один. Помните историю, которую
мы с вами читали в прошлом году? Оказывается, когда человек остается
один, он чувствует себя очень несчастным. Человека всегда окружают
родные и друзья (в классе, во дворе). Давайте сегодня сделаем «паспорт»
своей семьи или в альбом-книгу «Кто я?» допишем, дорисуем странички, на
которых рассказывается о членах вашей семьи.
III. Беседа
Учитель:
— Давайте еще раз перечислим права, которые вы знаете. (На жизнь, на здоровье, на развитие, на защиту, на семью.)
— А эти права есть у ваших родных? (Конечно.)
— Давайте теперь посмотрим, как ваши права, например, право на учебу,
соблюдаются дома. Для того, чтобы приготовить уроки, вам необходимо
реализовать свое право на рабочее место. Сначала я расскажу и покажу,
как это право соблюдается в обычной жизни, а вы потом повторите.
Учитель показывает, как он пришел домой, с улыбкой сел за стол, осмотрел
его и полку. Взял книги, положил тетради, ручку, начал читать и писать.
Сделал работу, потянулся, положил книги и тетради на место. Если
останется время, то можно показать обратную ситуацию: например, как он
пытается найти свободное место на подоконнике, табурете и др.; как его
отвлекают, включают громкую музыку, дергают за рукав, а он отталкивает
того, кто мешает, и др. Затем дети показывают, как они готовят уроки у
себя дома.
В результате обсуждения сценок делается вывод: поскольку узнавать новое,
учиться чему-то очень интересно, то не следует мешать другим, когда они
учатся. Далее учитель говорит:
— Но встречаются ребята, которые ведут себя иначе. Например, мама просит
Петю сходить в магазин за хлебом, а он ей отвечает: «Это эксплуатация».
В другой раз бабушка говорит Оле: «На улице холодно, надень куртку». А
внучка в ответ: «Это насилие». В результате однажды, когда утром ребята
встали и попросили бабушку приготовить им завтрак, она ответила: «Это
эксплуатация». А просьбу дать денег на книги, кино или мороженое мама
назвала вымогательством. Как вы думаете, кто из них был прав? (Конечно,
мама и бабушка.)
— Значит, нужно точнее знать, в чем заключаются ваши права и какая
ответственность за этими правами следует. Каждый ребенок при рождении
получает права. Но как только он начинает подрастать, начинает ходить,
говорить, а особенно когда идет в школу и узнает свои права, он должен
понимать, что точно такие же права есть у всех, кто его окружает. И если
он хочет, чтобы его права уважали, ему тоже надо научиться считаться с
другими людьми, прислушиваться к ним. Причем у родителей и у других
взрослых есть не только права, но и обязанности. Например, учитель
обязан приходить в школу и учить вас, врач — лечить, если вы заболеете, а
государство за это платит им деньги. Когда вы станете взрослыми, то
тоже будете работать и нести обязанности. А пока ваша обязанность —
учиться, в том числе тому, как уважать права других людей, своих родных,
учителей, друзей по классу и всех остальных. Люди равны в своих правах,
и об этом нельзя забывать.
IV. Практическое задание
Учитель раздает карточки раздаточного материала «Хитрый прямоугольник»,
предлагая прочесть зашифрованное высказывание о родителях, а на обратной
стороне нарисовать, каким должен выглядеть уютный дом, что в нем должно
быть, чтобы семье жилось счастливо.
V. Подведение итогов
В заключение дети объясняют, почему именно таким в их представлении
должен быть уютный дом, что в нем должно находиться, как его лучше
обставить, чтобы было удобно жить, чувствовать себя в безопасности и
иметь все условия для учебы. Рисунки учитель собирает, чтобы
использовать потом на занятии. |