Цель урока: дать представление о необходимости сохранения добрых взаимоотношений с окружающими.
Дидактические материалы: раздаточный материал "Спаси принцессу", карандаши.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Игра "Солнечный зайчик".
Учитель:
–– Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше
по вашему лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на губах,
на щеках, на подбородке. Чтобы не спугнуть зайчика, аккуратно
поглаживайте свои голову, шею, руки, ноги. Он забрался за шиворот —
погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает каждого из вас, и
вы подружитесь с ним.
II. Беседа.
Учитель:
–– У вас есть не только право жить, но и право жить хорошо в своей
семье. Я думаю, что чаще всего так и происходит. Но иногда случаются и
неприятности, вы можете провиниться, и вас могут наказать. Скажите, что
вы чувствуете, когда вас ругают, а бывает и отшлепают? (Боль, страх,
обиду.)
–– Как можно дать почувствовать другим людям, что тебе плохо? (Сказать об этом, заплакать.)
— Настоящий Маленький Великан никого не станет обижать, наоборот,
защитит, заступится, если обижают слабого. А если он сам не сможет
помочь, то обязательно позовет родителей, учителей, других взрослых. Как
вы можете помочь другим людям не чувствовать себя беззащитными? (Если в
семье двое поссорились, то надо помочь им помириться: сказать, что
любишь их, порадовать успехами в учебе, помочь по дому, как-нибудь
поднять настроение, тогда они помирятся. Если обидели кого-то сами, то
обязательно надо извиниться.)
–– Кто-нибудь из вас просил прощения у мамы, папы, бабушки, дедушки, своего друга?
–– А какими словами вы просили вас простить? (Я больше так не буду.)
–– Вам было трудно это сделать? (Конечно)
–– Действительно, очень не просто признать себя виноватым. Вот как об
этом написала Э. Мошковская в стихотворении "Трудный путь"
/Я решился,/ и я отправлюсь./ Я иду/ в этот трудный путь./ Я иду/ в
соседнюю комнату,/где молча/ сидит моя мама./И придется/ открыть дверь./
И сделать шаг.../ И еще.../ И еще, может, десять,/ десять шагов!/ И
тихо к ней/ подойти, и тихо/ сказать:/ "Прости..."
III. Психотренинг по выработке навыков адаптивного поведения.
Учитель:
–– Знаете ли вы, что делать, если боитесь, что вас накажут старшие?
–– А что вы пробовали делать в таких случаях? Говорите ли вы
когда-нибудь, что вам страшно, что вы очень боитесь? Попробуйте сейчас.
Учитель играет роль разгневанного старшего и предлагает всем детям по
очереди в ответ на его угрозы не скрывать свои чувства, передать с
помощью мимики, жестов, позы свой страх и сказать: "Мне страшно, не надо
так кричать. Я очень боюсь".
В ответ учитель понижает голос и говорит, что теперь ему уже не хочется
ругать детей, он жалеет их, сочувствует им и надеется, что они тоже не
будут ругать других, обижать их.
IV. Работа с раздаточным материалом
–– А теперь попробуем помочь принцу спасти принцессу от Змея Горыныча.
(Учитель раздает карточки с изображением лабиринта, по которому принц
должен добраться до принцессы.)
V. Поведение итогов.
Учитель:
–– Между людьми часто возникает непонимание из-за того, что они не
всегда прямо и откровенно говорят о своих чувствах. Когда на вас кричат и
вам становится плохо, обидно и страшно, надо обязательно говорить об
этом, ни в коем случае не молчать. Если вы молчите, взрослые могут
думать, что вам безразличны их слова, поэтому они начинают еще больше
сердиться. А если вы скажете, что переживаете из-за случившегося,
чувствуете себя виноватыми и боитесь наказания, взрослые пожалеют вас и
не будут очень ругать.
|