Цель урока: закрепить представление о витальных (жизненных) потребностях человека. Дидактические материалы: ксерокопии рисунков
из книги С. Фаунтин «Эти уникальные права», изображение «дерева прав и
желаний», раздаточный материал «У меня есть право на...».
ЭТАПЫ УРОКА I. Практическое задание Учитель:
— На прошлом занятии мы говорили о различиях между правами и желаниями и
клеили на «дерево» листочки. (Учитель вывешивает на доску ватман с
«деревом прав и желаний» или ветки с прикрепленными листочками.) Сейчас
мы еще раз уточним, насколько каждый из вас понял, что такое желания, а
что такое права.
Учитель раздает ученикам по одной отксерокопированной карточке «Желания и
права» из книги С. Фаунтин, предлагает про себя прочитать подписи под
рисунками, чтобы выяснить, все ли слова им знакомы и понятны. Затем
ребята получают задание разбиться на две группы: те ребята, у которых на
карточках написаны права, должны стать по левую сторону от учителя, а
те, у кого на карточках желания, — по правую. Далее дети по очереди
зачитывают надписи на полученных карточках, а учитель контролирует
правильность ответов и спрашивает у остальных, не следует ли
прочитавшему карточку перейти в другую группу.
II. Психотренинг «Круг друзей» Учитель:
— У людей, как мы сейчас убедились, есть много прав. Но среди самых
важных — право на здоровье. Не зря люди при встрече говорят:
«Здравствуйте!» Это значит: «Живите и будьте здоровы!» Давайте
потренируемся говорить это так, чтобы было приятно слышать.
Дети садятся в круг и поют:
От улыбки хмурый день светлей,
от улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
и она к тебе не раз еще вернется.
Затем попарно поворачиваются друг к другу, искренне улыбаются и говорят
друг другу: «Здравствуйте!» Можно предложить перечислить и другие
приветствия, например: «С добрым утром!», «Добрай раніцы!», а также
рассказать, как приветствуют друг друга люди в других странах, например:
«Здоровеньки булы» и др.
III. Беседа Учитель:
— Еще одно важное право людей — право на жизнь. Что больше всего угрожает жизни на Земле? (Болезни, катастрофы, войны.)
— Что делают люди, чтобы справиться с болезнями? (Строят больницы, создают лекарства, учат врачей и др.)
— Что делают люди, когда происходят катастрофы? (Спасают людей, вывозят их, строят им новые дома и др.)
— А когда идет война, что происходит? (Одна страна воюет с другой, рвутся бомбы, гибнут люди.)
Как вы относитесь к войне? Может быть, видели документальное кино по телевизору или слышали чьи-нибудь воспоминания о ней?
Давайте начнем рассказ так: «Я боюсь войны, потому что...», или: «Я не боюсь войны, потому что...»
IV. Практическое задание
Дети вставляют в пустые клеточки карточек раздаточного материала «У меня
есть право на...» буквы, написанные в столбике слева, и в результате
образуются названия прав.
V.Подведение итогов Учитель:
— Как правило, ни в болезнях, ни в природных катастрофах
(землетрясениях, наводнениях и др.) люди не виноваты и пытаются всегда
спасти гибнущих. А вот когда начинаются войны, кто-то обязательно бывает
виноват, и это очень плохо. Надо учиться жить в мире, ведь право на
жизнь — самое главное право людей. Очень хочется верить, что, когда вы
вырастете, войны уже прекратятся, а если нет, вы будете стараться, чтобы
везде, на всей Земле, настал мир.