Цель: 1) развивать умения писать имена собственные с заглавной буквы; 2) учить строить предложения и точно употреблять слова в речи; 3) развивать память, внимание; 4) воспитывать трудолюбие, патриотизм. Ход урока.
I. Организационный момент. Подготовка к уроку. II. Психологический настрой. III. Минутка чистописания. Облетают листья жёлтые, Осень смотрит к нам в окно. В огороде тыквы толстые, Круглые, как буква… (О) - Сегодня на чистописании будем писать букву О. Посмотрите на доску и установите закономерность: Оа Об Ов Ог Од Ое … … - Продолжите запись до конца строки. - Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Запишите. Один в поле не воин.
IV. Мотивация работы. На доске: Серёжа ,серёжка, шарик, Шарик.
- Прочитайте, сравните. Чем похожи слова? Чем отличаются? - Определите, чем мы будем заниматься на уроке, его тему. V. Работа по теме урока. А) Индивидуальная работа по карточкам – I группа. Б) Отправление в путешествие на самолёте. На доске текст: Летом
наша семья путешествовала по Казахстану. Мы побывали в её крупных
городах: Астане, Алматы, Караганде, Павлодаре. Погостили у бабушки в
селе Ботпак. В нём две улицы: Садовая и Озёрная. Есть река Нура.
Путешествие – интересный и полезный отдых! - Что написано на доске? Найдите признаки текста. Озаглавьте его. - Прочтите название страны. - Найдите в тексте названия городов. - Как называется село? Что заметили общего в написании этих слов? - Что ещё в тексте написано с большой буквы? - Сформулируйте правило по ходу нашего рассуждения. Приведите свои примеры. VI. Закрепление изученного материала. А) Работа по учебнику – упр.195 - Прочитайте названия городов, затем названия рек. - Выпишите в 2 столбика – самостоятельно, по 4 примера в каждый столбик. Реки Города Волга Атырау
Ока Астана
Енисей Киев
Дон Мурманск
Б) Проверка выполненного задания. - Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? VII. Физкультминутка. Мы пролетели над реками и городами, путешественники устали, отдохнём. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы – вы встаёте на носочки, руки поднимаете. Если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы – присядьте, руки опустите. река, Иртыш, улица, Гоголя, Россия, страна, обезьяна, Филя, собачка, Булька, кошка, Мурка. VIII. Закрепление изученного материала. А) - Продолжаем наше путешествие.
- Каждый человек должен быть очень внимательным, иметь хорошую память, а
путешественник – особенно. Посмотрите внимательно на доску, послушайте
слова, между которыми имеется смысловая связь, постарайтесь их запомнить
(читаем 2 раза). Напишите пары слов полностью. река - - Нура озеро - Балхаш море - - Чёрное океан - Тихий - Проверим запись. Сделайте вывод. Б) Составление предложения из слов. В деревне (К к)атя (А а)лексеевка живёт бабушка.
Запись предложения с комментированием. В) Лингвистическое задание. - Найдите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе. IX. Итог урока. Рефлексия. - Какие слова пишутся с заглавной буквы? - Послушайте стихотворение о заглавной букве. Буква обычная выросла вдруг. Выросла выше всех букв – подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела. Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! Е.Измайлов. |