Цели: 1. Создать условия для изучения темы и обоснования выбора гласной в корне; 2. Создать условия для развития аналитических способностей; 3. Создать условия для формирования культуры общения, работая в группе. Оборудование: -интерактивная доска; -заранее приготовленный текст «письма почтальона Печкина; -карточки со словами (на данную орфограмму). -кружочки или овалы различного цвета (для этапа рефлексии) Ход урока. Данный план урока предполагает хорошую подготовленность учащихся и некоторые умения ребят работать в группе.
В данном случае мы решили охватить правописание гласных сразу в
нескольких корнях, не отводя отдельный урок для правописания корней ЛАГ,
ЛОЖ и отдельный урок для корней РАСТ, РАЩ, РОС. 1. Мотивационный этап.
Слово учителя: «Внимание, ребята! Все вы помните персонажей знаменитого
мультфильма «Простоквашино». Так вот… Почтальон Печкин написал Дяде
Фёдору тревожное письмо. Но в былые годы Печкин смог получить только
начальное образование … Письмо с ошибками! Давайте попытаемся найти эти
ошибки, исправить их. Иначе письмо до адресата не дойдет. Сможем?
Сможем! Приступаем!» Учащимся предлагается на интерактивной доске
прочитать текст письма почтальона Печкина. В тексте имеются ошибки на
данную орфограмму (правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС, ЛОЖ, ЛАГ). «Дорогой
Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с
Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде
вырасли помидоры. Надо собирать. Дорожки позаростали бурьяном. Я
предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да
водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин лишь на печи
лежит, да песни предлогает слогать. И Шарик не хочет лапы свои к делу
прилажить. Услажняют они мне работу…Пропадает вырощенный урожай! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!» 2. Осознание.
Слово учителя: "Итак, ребята, прежде чем помочь Печкину, мы должны
выяснить, как ему помочь, как объяснить его ошибки. Давайте попробуем
разобраться!" В зависимости от количества учащиеся делятся либо на 4
группы (2 группы исследуют корни РАСТ, РАЩ, РОС, другие 2 группы– ЛОЖ,
ЛАГ), либо на 2 группы. Группы получают задание на карточках (карточки
со словами): Исследуя данные слова, подумайте: 1. как можно сгруппировать данные слова? 2. сформулируйте орфограмму и её место в слове. Для первых двух групп слова: Сложение, приложить, предложить, прилагательное, сложный, предлагать, подложить, изложение, выложить, положение. Для двух вторых групп: Подросли, заросли, вырастить, зарастать, водоросли, растить, пророс, растение, подрастают, выращенный.
Учащиеся работают в группах. По необходимости обращаются к учебнику.
Готовят для презентации своей работы спикера (отвечающего и защищающего
работу группы). Предполагаемый результат: учащиеся должны заметить в
ходе наблюдения за словами, в какой части слова содержится орфограмма,
когда в корне надо писать А, а когда О. Делают выводы. В учебнике дети
должны увидеть исключения из этих правил и указать на них. Работая в
группах, учащиеся могут на большом листе изобразить свои выводы схемой с
примерами. Работают в цвете, фломастерами и маркерами. 3. Презентация исследовательской работы.
От каждой группы выступает спикер. Учащиеся объясняют, к каким выводам
они пришли и указывают, что нового они почерпнули из учебника
(слова-исключения). Дети дополняют друг друга, но не повторяются. 4. Самопроверка. Дети исправляют ошибки в письме Печкина. Письмо «отправляется в путь». 5. Самооценка. Подводятся итоги работы каждой группы и успехи отдельных учащихся. 6. Рефлексия с выходом на домашнее задание.
Слово учителя: «Вам понравился урок? Вам понравилась такая форма
работы? Насколько вы были самостоятельны в исследовании темы? Что
оказалось сложным для вас? Что интересным? » Задание на дом можно предложить следующего характера:
-ДЗ - продолжение творческой работы на уроке. Если ребёнок увлекся
процессом, если ребёнок справиться, если имеет желание, то он может
попробовать написать ответ Печкину от имени грамотного Дяди Фёдора
(который, по нашей задумке, разумеется, знает данные орфограммы!),
используя слова на данную орфограмму, т.е. насыщая своё письмо словами с
корнями РАСТ, РАЩ, РОС, ЛОЖ, ЛАГ. 7. Ребятам предлагается выразить своё настроение при
помощи выбора цветного кружочка (предлагаются заранее вырезанные кружки
разного цвета), при условии, что ребята знакомы с тем, что может
означать той или иной цвет. Можно сделать не кружочки, а цветные овалы, в
которые вписаны все изученные на этом уроке корни. Этот «цветной выбор»
ещё раз поможет детям закрепить тему «Правописание чередующихся гласных
в корнях –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, -ЛОЖ-, -ЛАГ-.» УДАЧНОГО ВАМ УРОКА!!! ……………………………………………………………………………………………………………………… Приложение Белый цвет. Вмещает в себя все цвета Чистота, святость Нежность Нетронутость Открытость Единство, завершенность Легкость, свобода Способность выявлять скрытое и ложное Символ веры Скука Чопорность Разочарование Отрешенность Черный цвет. Поглощает все цвета Загадочность Тишина Спокойствие Конец Важность Бросает вызов Депрессия Траур Смерть Болезнь Серый цвет. Здравомыслие Реализм Соединение противоположностей Стабильность, сдержанность Гармония Боязнь утраты Меланхолия Болезнь Печаль Депрессия Красный цвет. Лидерство, могущество Упорство, воля к победе Горит желанием Борьба за свои права Созидание Динамичность Настойчивость Активность Нетерпимость Жестокость Разрушение Упрямство Воинственность Синий цвет. Организованность Непреклонность Идеализм Сила духа Божественное проявление Загадочность Цвет мечты, магов и волшебников Зелёный цвет. Стабильность Прогресс Обязательность Цвет жизни Большие возможности Энергия жизни Работоспособность Желтый цвет. Ловкость Сообразительность Оригинальность Радость жизни Терпимость Честность Уверенность в себе Справедливость Свобода Радость Веселье Цвет детства Язвительность Сарказм Вероломство Рассеянность Любовь к болтовне Критичность Нетерпимость Склонность к осуждению других Цвет сплетен (желтая пресса)
|