Тип урока: систематизация и обобщение знаний Цель: обобщить и
систематизировать знания учащихся по теме; формировать умение правильно
писать слова с данными корнями; развивать логическое мышление и повышать
речевую активность школьников. Ход урока Организационный момент. Постановка целей и задач урока. Первый этап урока теоретический (повторение теоретических сведений о корнях с чередующимися гласными).
Учащиеся группы А получают задание заполнить таблицу примерами,
обозначить орфограмму. Сформулировать условия выбора гласной в корне
слов. Чередование гласных в корнях слов зависит от: последующей согласной суффикса ударения
Возр…ст, зар…сли, бл…стать, изл…гать, сл…жение, к…саться, выст…лать,
скл…нение, откл…няться, з..ря, з…рька, сж…гать, изб…рать, заст…ли,
выж…г, выг…рать, заг…р. Учащиеся группы Б. Объяснить, чем различаются корни слов парах:
Блещет – блистать, касательная – коснусь, зори – заря, прилагать –
заложить, прорастал – выросли, постелить – застилать, растение –
выросло, угорелый – загар. Учащиеся группы С. Распределите слова по столбикам, выделите орфограмму по образцу: растение, выжигать. а о е и
Выдеру, собирать, зарница, сгорать, нагар, склонился, кланяется,
касательная, прикоснулся, поросль, сращение, отрасти, уложить, полагать.
Второй этап урока практический. Группа А: используя иллюстрации и опорные слова, составить небольшой связный текст.
Группа Б: Написать 4 ряда словосочетаний, используя слова для справок.
Сделать вывод, по каким признакам подбирали словосочетания. 1. Любит растения, 2. Уютно расположиться, 3. Молодой месяц, 4. Касаюсь стены,
Слова для справок: золотые руки, рубит заросли, касаться мячом,
полосатые брюки, смело предполагать, видит росток, тихо излагать,
прикасаться к лицу. Вывод: необходимо отличать корни с чередующимися гласными от корней с гласными, проверяемыми ударением. Группа С: в словах вставить пропущенные гласные, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне.
Зас…дание, отп…рла, заг…релся, прим…рять платье, к…саться, отр..слевая,
р…систой, зар…стаю, прил…жение, заг…рать, прекл…нение, з…рницы. Третий этап урока. Работа с текстами разных стилей.
Задание: определить стиль текста, выписать слова с чередующимися
гласными в корне слова, графически объяснить, выполнить разбор. Группа А
Лёгкое прикосновение ветерка гладит поверхность бирюзового моря. Мне не
приходится прилагать усилия, чтобы держаться на воде. Вижу на дне еле
заметные водоросли. Любуюсь ровным загаром своих товарищей. Лучи
горячего солнца обжигают меня. Как здорово! Группа Б Знаете ли
вы, как правильно вырастить розу? Тоненький отросток нуждается в
плодородной почве. Молодое растение необходимо оберегать от вредителей и
ярких лучей солнца. Выращенный цветок будет радовать вас пышным
цветением. Группа С Загар – потемнение цвета кожи под
воздействием ультрафиолетового излучения. Загорать нужно постепенно, так
как чувствительность кожи к загару у людей разных возрастов различна.
Приобретению равномерного загара помогает смазывание кожи растительными
маслами. Четвёртый этап урока. Уровневая дифференциация. Группа А: закончите рассказ, озаглавьте его, выделите орфограмму.
Полож…ние серьёзное, разрыв в очках р…стёт. Тренер берёт перерыв. Его
указания к…саются всех. И вот уже игроки распол…гаются под щитом
противника. Болельщики зам…рают. Два-три к…сания, и мяч в кольце. Борьба
разг…рается. Группа Б: заменить глаголы в тексте синонимичными им глаголами с чередующимися гласными в корне; озаглавить текст.
Школьники устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу
палатки. Вечерняя заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали
вершины деревьев. По оврагу расходился туман. Ребята стали искать сучья.
Один за другим вспыхивали костры. Слова для справок: распол…жились, выр…сли, дог…рала, кас…лись, расст…лался, соб…рать, заг…рались. Группа С: определения понятий заменить синонимичными, используя слова для справок. 1. Слегка дотронуться до чего-то. 2. Подвергаться действию огня. 3. Иметь в распоряжении достаточно времени. 4. Затрагивать важный вопрос. 5. Надеяться на кого-нибудь. 6. Масло, добываемое из растений. 7. Прямая, имеющая общие точки с кривой. Слова для справок: р…стительное, пол…житься, прик…снуться, г…реть, к…сательная, распол…гать, к…саться. Пятый этап урока: домашнее задание (по выбору): 1. упр.131 2. выполнить тестовую работу 3. составить тестовую работу |