Ц е л и :
Обучающие: развитие фонематического слуха,
формирование умения использования
мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине
слова.
Воспитательные: формирование правильного
представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения
к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать,
анализировать, обобщать; развитие внимания, памяти, воображения,
сообразительности.
Используемые методы:
наглядные;
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки
для словарной работы;
карточки со случаями написания мягкого знака;
карточки со схемами позиций мягкого знака;
наглядность
значений слова «соль».
Ход
урока.
I. Организационный момент.
II. Цели урока (психологическая минутка).
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми
трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает
с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас
сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Выберите, какая из
карточек отражает ваше настроение, покажите её.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим
солнышком, а не очень хорошее – тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе
постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего
урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким
знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам
обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
III. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в
тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо,
не согнусь,
За работу я
возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в
русском алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется мягкий знак.
Учитель показывает ь с выходом на соединение и без.
- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак? (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради
(дети пишут)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли
написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий
знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
- у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной
буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак
– хитрый знак
Не сказать
его никак.
Он не произносится,
Но в слово
часто просится.
Почему у
дома угол
Превратился
сразу в уголь?
Без пожара,
просто так?
Это сделал
мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь сказать
IV. Словарная работа:
В русском языке есть слова с непроверяемыми безударными
гласными. Как называются эти слова? (словарные)
- Почему? (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова. (по карточкам: учитель, тетрадь,
девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова?
Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика: в 1 столбик – те, которые отвечают на вопрос кто? во второй –
те, что отвечают на вопрос что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах,
остальные дети пишут в тетрадях.
кто?
учитель
девочка
медведь
мальчик
|
что?
тетрадь
пальто
морковь
коньки
|
- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных
карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал
мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий
знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце
слова, когда согласный звук произносится мягко.
- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее?
(девочка)
- Почему? (без мягкого знака, в чк-чн – мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает
незаконченную схему). На перемене в
класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла
половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В
сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.
V. Физминутка 1.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть
мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
- Почему в этих словах пишется мягкий знак? Что обозначает
слово заинька? (предмет). А слово прыгать? (действие). А что обозначает слово
маленький? (признак)
Вывод:
Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах
действия.
VI. Звукобуквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать
слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это
слово по буквам и звукам.
Звукобуквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод:
мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)
VII. Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль» – какие значения имеет?
(полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём
первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую
добавку.
-
Проверяем.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга
спела ноту соль». (комментирует один ученик)
Вывод:
Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и
правильно писать.
VIII. Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с
мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить
предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий
знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке.
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
Сначала дети называют орфограммы, проговаривают
орфографически. Потом записывают
предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно –
ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и
ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка 2 «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)
- В каких словах встретился мягкий знак? (большой,
маленький)
- Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные
по смыслу)
IX. Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (мягкий
знак пишется после согласных в конце и середине слова, смягчая их)
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки,
кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту
картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря
дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет
русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать
солнышком.
-
Спасибо всем. Урок закончен. |