Це л и :
Обучающие: развитие фонематического
слуха, формирование умения использования
мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине
слова.
Воспитательные: формирование правильного
представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения
к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие
умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения,
сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и
тучки;
карточки для словарной
работы;
карточки со случаями
написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
карточки со схемами позиций
мягкого знака;
наглядность значений слова
«соль»
Ход урока.
I. Орг.момент.
- У нас сегодня необычный
урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского
языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка).
- Вы любите преодолевать
трудности?
- Поднимите руки, кто
уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда
преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими
мыслями.
- А давайте послушаем сами
себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше
настроение преодолеть все трудности на
нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат
солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение.
Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее
настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.
- Я думаю, у кого настроение
не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем
вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться
грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком
знаке?
- Молодцы! Все желают много
знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с
минутки чистописания.
III. Чистописание:
Дети открывают тетради,
число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи
по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с
позициями мягкого знака.
- Ребята, когда в слове
пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи
мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется
мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый
мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак
(в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем
в воздухе.
- А сейчас напишите только
два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
- А теперь все обязательно
прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске.
Правильно ли они написаны? (нет)
- Какие ошибки здесь
допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите
в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно
до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя
три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский
язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.
Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
- у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий
знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким
знаком (уголь, сказать).
- Скажите, какие есть в этих
словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в
слове сказать)
- Как нам проверить
безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)
- Давайте эти слова запишем
на второй строчке.
уголь ск_збть - скбжешь
IV. Словарная работа:
- Какое правило мы только
что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)
- Верно, но ведь в русском
языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти
слова? (словарные)
- Почему (проверяем по
словарю).
- Назовите мне эти слова (по
карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик,
коньки).
- Есть среди них слова с
мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в
середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два
столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос
Что?
У доски два ученика работают
на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.
кто?
учитель
девочка
медведь
мальчик
|
что?
тетрадь
пальто
морковь
коньки
|
- Проверяем работу на доске
(с использованием сигнальных карточек).
- Какие слова отвечают на
вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий
знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)
Аналогичная работа со
словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем
сделать?
Мягкий знак пишется в словах
отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный
звук произносится мягко.
- Хорошо. А какое слово в
первом столбике как будто лишнее? (девочка)
- Почему? (без мягкого
знака чк-чн – мягкий знак не пишется)
- Молодцы. А теперь
посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка,
потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это
правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ
В сочетаниях чк, чн щн, нщ,
нч мягкий знак не пишется.
V. Физминутка.
Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в
нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять,
маленький)
- Почему в этих словах
пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти
слова? (обозначают предмет, признак и действие)
Вывод: Мягкий знак пишется и
в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.
VI. Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока,
нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль
дела, соль урока»?
- Верно, это значит – самое
главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Звуко-буквенный разбор слова
«соль». Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1
гл.
[ с ] – согл., тверд.,
глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв.,
непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.
- Почему букв здесь больше,
чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не
обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка (вправо, влево,
вверх, вниз)
VII. Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово
«соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно
предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про
полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
- Проверяем. (выборочно
нескольких учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем
такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один
ученик)
Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь
слышать и правильно писать.
VIII. Работа в парах.
- А сейчас мы проверим, как вы
научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат
карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить,
где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_,
пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_,
улице, началас_
Сначала дети называют
орфограммы, проговаривают орфографически. Потом
записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется
взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на
доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- Скажите, где вы написали
мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого
знака не вставили (речке)? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой,
перестали – маленький)
- В каких словах встретился
мягкий знак? (большой, маленький)
- Что это за слова?
(слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
IX. Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке?
Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского
языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились
с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте
солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему
настроению.
- Молодцы. У вас у всех
хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на
уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей
работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок
закончен
|