Цели: ·
Познавательная:
Познакомиться
с правописанием НЕ с прилагательным. Формировать
навыки написания частицы НЕ и приставки НЕ- в прилагательном. Повторить знания о прилагательном и его
морфологических признаках · Развивающая: Развивать
навыки анализа слова с точки зрения его строения и семантики. Развивать
навыки анализа предложения, выявления функции прилагательного в
предложении. Развивать навыки ассоциативного и логического мышления · Воспитательная: Воспитывать интерес к
предмету, самостоятельность и трудолюбие. Ход урока: I. Объявление темы урока Учитель представляет тему урока
учащимся
II. Постановка учащимися задач урока ? Внимательно
прочитайте тему нашего урока, попробуйте определить наши цели и задачи на
этот урок. Учитель
корректирует ответы учащихся, определяя цели и задачи
III. Актуализация
опорных знаний и реализация домашнего задания на повторение Давайте вспомним некоторые сведения о
прилагательном. Работа с текстом
В парке стояла мягкая, пуховая тишина. Была та
предвесенняя оттепель, когда снег еще не тает, но становится сырее,
податливее. В синеватом тумане высились стволы деревьев, неподвижные и
тоже слегка синеватые. Задания: - Найти в тексте прилагательные, определить их
синтаксическую роль.
- Выписать
прилагательные, указать их разряд.
- Какие прилагательные образованы приставочным
способом, произведите их словообразовательный разбор
Проверка
Обратите внимание, что при помощи приставки НЕ
от большинства качественных прилагательных приставочным способом могут
образовываться новые слова, противоположные по значению (однокоренные
антонимы). Наша задача –
выяснить, когда же НЕ с прилагательными пишется слитно, образуя новое
слово, а когда НЕ является частицей. Давайте вспомним, правописание каких частей речи
с НЕ нам уже знакомо. Расскажите правила. (Реализация домашнего задания
на повторение).
Задание
Слитно или раздельно? (Не)известность, а забвение;
мучительная (не)известность; (не)решительность, а робость; (не)настье;
(не)годование; (не)скромность, а наглость; (не)опытность водителя;
(не)видимка; (не)брежность; (не)милость монарха. Задание:
Распределите
слова и словосочетания в 3 колонки. Объясните
условия распределения и написания слов Проверка IV. Объяснение нового материала
и
тренировочные упражнения Итак, мы вспомнили правила правописания НЕ с другими частями
речи (с существительным), давайте познакомимся с новым правилом.
(Используйте свои знания.) Анализируем следующие примеры: I.
Попробуйте
определить, как и почему пишется здесь НЕ с прилагательным. В дожде, в ( не)проглядном
мраке выли волки. (В непроглядном – слитно, т.к.не употребляется
без не) Вывод № 1 n НЕ с
прилагательными пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется. II.
Расскажите,
почему в данном случае НЕ с прилагательным пишется слитно?
Солотча – извилистая,
неглубокая река. (т.е. мелкая) Вывод № 2 n НЕ с
прилагательными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без
НЕ Давайте поработаем над умением
заменять слова синонимами Задание: Замените слова синонимами без НЕ
(устно) (Слайд № 12 с проверкой) •
Нездоровый
•
Неспокойный •
Неясный •
Непрочный Задание: Замените прилагательные
синонимами с НЕ (устно) (Слайд № 13 с проверкой) •
Боязливый •
Маленький •
Трудный •
Скорый III.
Определите,
почему в данном случае НЕ с прилагательным будет писаться раздельно (слайд № 14) Сегодня восход обещал не холодный,
а теплый день. (есть
противопоставление) Вывод № 3 n НЕ с
прилагательными пишется раздельно, если есть противопоставление IV.
Запишите
предложения, найдите в учебнике условия раздельного написания НЕ с
прилагательными в данных предложениях. (Работа с
учебником) Представьте себе этого ничем не замечательного, обыкновенного
человечка. Чем же так известен этот отнюдь не привлекательный городишко? Вывод № 4 n НЕ с
прилагательными пишется раздельно, если есть слова: далеко не,
вовсе не, отнюдь не , ничуть не, нисколько не и т.д. А теперь давайте сформулируем всё
правило (слайд №18-19) Ещё раз читаем правило в учебнике, читаем, как будем
рассуждать, пробуем составить алгоритм применения правила (слайд № 20) V. Итог урока Задание: восстановите алгоритм (учащимся раздаются алгоритмы с
пропущенными словами) VI.
Самостоятельная работа А теперь задание: (применяйте полученные знания) Определи: слитно или раздельно: (Не)разлучные друзья; (не)здоровый
вид; (не)обычайные приключения; (не) добрый человек; врач нужен
(не)здоровому, а больному человеку; меня одолели вовсе (не)радостные
чувства. (Для отработки навыков учитель может использовать материал
учебника по своему усмотрению) VII. Домашнее задание: § |