Задачи: 1. помочь учащимся в освоении темы урока 2. развивать умения и навыки ученика как языковой личности, которая овладевает языковыми нормами, умеет работать в группе 3. содействовать формированию познавательного интереса, высокой активности учащихся. Оборудование: Таблички: Что должен знать Что должен уметь Таблица по теме, карточки, раздаточный материал Первый дидактический этап – постановка задач урока 1. Сообщение задач урока. Сегодня мы познакомимся с группой слов, о существовании которых не знали, познакомимся также с орфограммами в данных словах. - Понятна тема? - Что не понятно? - Обдумайте, что мы будем изучать? Обращение к табличкам Что должен знать: знать теоретические сведения Что должен уметь: уметь различать отглагольные прилагательные и причастия не ошибаться в написании н и нн
Вы должны понять, что такое отглагольные прилагательные и как отличать
их от причастий, должны понять, при каких условиях отглагольные
причастия переходят в разряд причастий, потому что это очень важно для
грамотного письма. Чтобы изучить теорию, потребуется пять минут,
чтобы понять, усвоить, проверить себя, потребуется значительно больше не
только времени, но и усилий. Без кропотливой работы ума нет результата,
вы это знаете. Относятся ли слова из словарного диктанта на карточках №1 к теме нашего урока? Нет. Почему? Это прилагательные. Вспомним написание н и нн в прилагательных. 2. Дифференцированная работа Учащиеся уровня А выполняют словарный диктант под руководством учителя Учащиеся уровня В работают с текстом Учащиеся уровня С получают творческое задание Уровень А 1. Словарный диктант. Выдели вставленные суффиксы
Румя(н,нн)ое лицо, ю(н,нн)ый спортсмен, багря(н,нн)ый листок,
зелё(н,нн)ый цвет, лебеди(н,нн)ая песня, серебря(н,нн)ое украшение,
деревя(н,нн)ые столы, кожа(н,нн)ый ремень, соловьи(н,нн)ое гнездо,
клюкве(н,нн)ый кисель, традицио(н,нн)ый сбор, листве(н,нн)ое дерево,
соломе(н,нн)ая крыша, стари(н,нн)ая гравюра, коре(н,нн)ое население,
цели(н,нн)ая земля, дикови(н,нн)ый узор, исти(н,нн)ый друг,
карма(н,нн)ые расходы 2. Уровень Б. Вставь орфограммы и пунктограммы, объясни их. Заверши одним предложением
В тот осе(н,нн)ий ветре(н,нн)ый день мы, как стра(н,нн)ики, бродили по
огромной стари(н,нн)ой усадьбе-музею. Дли(н,нн)ые переходы
таинстве(н,нн)ый полумрак. Набра(н,нн)ый из дерева це(н,нн)ых пород
паркет удивляет качестве(н,нн)ой работой. А в гости(н,нн)ой чугу(н,нн)ая
ками(н,нн)ая решётка дикови(ннные) завитушки шерстя(н,нн)ые занавеси на
окнах… 3. Уровень С. Работа по тексту. Определи тему,
основную мысль текста, докажи, что это текст публицистического стиля.
Вставь орфограммы, объясни их. Подл..(н,нн) ый поэт не напишет, как
и(н,нн)ой совреме(н,нн)ый стихотворец: «Дождь кончился», «Дождь прошёл»
и т.д. Верность традицио(н,нн)ой классической литературе заключается и в
том, чтобы конкретно показать, как это случилось, дать картину-образ. Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль (не)чиста. Закрывается тополь взъерош?(н,нн)ый Серебристой изнанкой листа. Это холодный осе(н,нн)ий дождь Заболоцкого. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы золотые, И солнце нити золотит. Это весе(н,нн)ий игривый дождь Тютчева. И как отчётливо видны - сквозь один только образ дождя – характеры поэтов. - Для чего мы выполняли задания? - Сделать вывод о правописании н - нн в прилагательных Итак, мы повторили правописание н и нн в прилагательных.
Второй дидактический этап – объяснение нового материала 1. Слово учителя - Что мы знаем о написании суффиксов в страдательных причастиях? Мы знаем о том, что в страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется две нн. Внутренняя часть доски (другая половина отрывается позже). Сушеный сушённый на солнце решённая задача пуганый запуганный купленный билет крашеный крашенный кистью пойманный зверь стриженый подстриженный иллюстрированный журнал кипячёный вскипячённая асфальтированное шоссе - Какая часть речи перед нами?
Не прилагательное, потому что прилагательные в основном образуются от
существительных и обозначают признак предмета, не причастия, потому что в
них пишется одна н. Мы имеем дело со словами, с которыми ещё не
работали – с отглагольными прилагательными. Почему отглагольными? Потому
что образованы они от глаголов. Открывается вторая половина доски. Когда отглагольные прилагательные переходят в разряд причастий и пишутся с двумя нн? Но это ещё не всё правило. Третья часть доски. Слово учителя с опорой на примеры. 2. Работа по учебнику. Работа с разделами «Обратите внимание» 3. Работа по учебнику, упр. 147 «Учимся рассуждать и доказывать», устно «по цепочке» 4. Проработка материала с опорой на таблицу НН - причастия
1. Если есть приставки, кроме не 2. Если слово оканчивается на –ованный, ёванный Исключения: кованый, жёваный 3. Если есть зависимое слово 4. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида Исключение: раненый Н- отглагольные прилагательные 1. Если образованы от глагола несовершенного вида без приставки 2. Если нет зависимого слова. Сеяный, жареный, печёный, клееный, мороженый, вязаный и т.д. Третий дидактический этап - закрепление полученных знаний Дифференцированная работа Уровень А. Вставить н или нн и объяснить написание. Есть ли в тексте пропущенные знаки препинания?
Помните, что пить (не)кипячё(н,нн)ую воду опасно для здоровья. В
прокипячё(н,нн)ой воде намного меньше микробов. Не следует пить также
кипячё(н,нн)ую вчера воду, так как в ней микробов ещё больше, чем в
(не)кипячё(н,нн)ой. Пейте кипячённую воду, и вы поможете своему
организму. Уровень В. Упр.148, по заданию Уровень С. Упр.149, по заданию Третий дидактический этап - отработка полученных знаний 1. Работа в паре. Цифровой диктант по вариантам с последующей взаимопроверкой
1 вариант н или нн 2 вариант н или нн 1. Поноше..ый костюм 7. краше..ые перила 2. (не)пуга..ый людьми зверь 8. кваше..ая капуста 3. броше..ый ребёнок 9. рисова..ый портрет 4. линова..ая бумага 10.коше..ое на неделе сено 5. балова..ая собачонка 11. купле.. ый товар 6. (не)проше..ые посетители 12. продума..ая работа Есть проблемы? В каком примере сомневались или допустили ошибки? Поставьте оценку, исходя из критериев Четвёртый дидактический этап – закрепление Уровень А и В. Работа с текстом
В доме пахло прян..ыми травами. В углу стоял лакирова..ый китайский
столик инкрустирова..ый эмалью. Стены были окле..ы шёлковыми обоями с
изыск..ым рисунком. На тка..ых золотом шерст..ых портьерах просвечивали
золочё..ые нити. Прелестные диванчики затейливо украше..ые резьбой
обитые тиснё..ой кожей стояли по стенам. Уровень С. Составить для одноклассников тестирование по теме урока Пятый дидактический этап - вывод по уроку После проведённой работы я понял, что__________ Чтобы избавиться от проблем, надо__________________ Домашнее задание:
|