Цель: - повторить и закрепить
правило написания безударных окончаний существительных;
- воспитать аккуратность, внимательность;
- повторить написание
предложений с однородными членами;
- прививать уважительное отношение и любовь к
русскому народному творчеству;
Ход урока:
1. Приветствие. На доске записаны даты,
классная работа. Сообщение темы урока. Вспомнить с детьми и записать на доске
схему написание безударных падежных окончаний.
2. Работа над словом (изменения записываются
детьми в тетрадях зелёной ручкой).
Учитель: Синоним слова полянка.
Дети: Опушка.
У: Назовите орфограммы в этом слове.
Д: Безударная гласная в корне,
непроверяемая ударением, слово словарное (в тетради дети отмечают опушка).
У: Поставьте это существительное в предложный падеж с
предлогом на.
Д: На опушке.
У: Какие орфограммы
добавились?
Д: Правописание
существительного с предлогом и безударное окончание существительных. В
написании существительного опираемся на благозвучность. Доказываем правильность
: на (чём?) опушке – не чего?, ставим в начальную форму: опушка – не 3
склонение – значит пишем окончание е.
У: Место, заросшее деревьями.
Д: Лес.
У: Какие орфограммы?
Д: Сомнительная согласная в конце слова. Проверяем: леса,
значит, пишется с согласной с в конце слова. (в тетради отмечают: лес).
У: Составьте однокоренное
прилагательное в начальной форме.
В: (Какой?) лесной.
У: Какие орфограммы появились?
Д: Безударная гласная в корне
слова, проверяемая ударением и стечение согласных, проверочное слово лес. (отмечают
в тетрадях: лесной)
У: Что обозначают
прилагательные: красный, синий, белый, голубой.
Д: Цвет
У: Орфограммы
Д: Сомнительная т в конце
слова, проверяем: цвета (отмечают в тетрадях цвет)
У: Составьте однокоренной
глагол прошедшего времени множественного числа с приставкой рас.
Д: Расцвели
У: Какие орфограммы в этом
слове?
Д: Правописание приставки рас
и безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (в тетради отмечают: расцвели)
У: Порядковое числительное.
Д: (перебирают несколько, пока
не будет названо: первый)
У: Какие орфограммы?
Д: Нет, как слышится, так и
пишется.
У: Поставьте в форму
множественного числа
Д: Первые
У: Орфограммы в этом слове?
Д: нет, как слышится, так и
пишется.
У: Запишите зелёной ручкой
слово, в котором приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове снежинка,
суффикс, как в словах весенний и ключик, окончание, как в слове книги.
Д: Подснежники
У: Разберите по составу
Д: Подснежники, подснежникам,
подснежник, окончание и, основа Подснежник, корень снеж, приставка под, суффикс
н ик
У: Докажите, что суффиксы
именно такие, постройте словообразовательную цепочку.
Д: Снег – снежный – подснежный
– подснежник (в тетради записывается: подснежники (снег – снежный – подснежный)
У: Красивые пятнышки на лице,
появляющиеся в марте-апреле.
Д: Веснушки
У: Орфограммы..?
Д: Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением: вёсны, и стечение согласных сн, проверяется весенний (в
тетрадях записывается : веснушки)
У: От какого существительного
появилось это название?
Д: Весна
У: Орфограммы..?
Д: Орфограммы те же самые (в
тетрадях записывается: весна)
У: Двигался пешком.
Д: Шёл
У: Орфограммы в этом слове..?
д: Шёл, пишу гласную ё, т.к.
существует слово шедший.
У: Запишите однокоренной
глагол прошедшего времени, женского рода, с приставкой при.
Д: Пришла
У: Орфограммы в этом слове..?
Д: Правописание приставки при
(Оформление тетради учащимися:
запись числа, классной работы)
опушка, на опушке, лес,
лесной, цвет, расцвели, первый, первые, подснежники (снег – снежный,
подснежный, подснежник), веснушки, весна, шёл, пришла)
У: Составьте предложения из
выделенных слов. Что у вас получилось?
Д: Два предложения? На лесной
опушке расцвели первые подснежники. Весна пришла.
У: Что можно сказать о первом
предложении?
Д: По цели высказывания –
повествовательное, по интонации – невосклицательное.
У: О втором предложении?
Д: По цели высказывания - повествовательное, по интонации –
невосклицательное.
Д: А я думаю, по интонации –
восклицательное. Разве можно равнодушно сказать: Весна пришла. Ведь это весна,
всё в природе оживает, радуется.
Учащиеся поддерживают его
мнение.
У: Разберите эти предложения
по составу.
Д: В первом предложении
говорится о подснежниках, ставим вопрос: расцвели (кто? что?) подснежники,
подснежники - это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено
существительным; от подлежащего ставим вопрос: подснежники (Что сделали?)
расцвели, расцвели – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено
глаголом; расцвели (где?) на опушке, это обстоятельство, выражено
существительным с предлогом; на опушке (какой?) лесной – это определение,
выражено прилагательным, подснежники (какие?) первые – это определение,
выражено числительным.
В тетради ученики записывают:
На лесной опушке расцвели первые подснежники.
Д: Во втором предложении
говорится о весне, пришла (кто? что?) весна, весна – это подлежащее,
подчёркивается одной чертой, выражено существительным, весна (что
сделала?)пришла, пришла – это сказуемое, выражено глаголом, второстепенных
членов предложения нет.
У: У нас на доске две
иллюстрации. Что вы можете сказать о них?
Д: На первой иллюстрации
лесная полянка, снег растаял, большие проталинки.
Д: Кое-где появилась зелёная
травка
Д: Солнышко светит, согревает
землю, деревья проснулись, чувствуется – скоро появятся листочки на них.
Д: На втором рисунке – чаща
леса, кое-где снег вроде бы осел, но
чувствуется, что ещё морозно.
Д: Там так, потому что деревья
не пропускают лучи солнышка.
У: О весне в чаще леса у нас
есть текст с пропущенными орфограммами по теме урока. Кто напомнит, какая тема
сегодняшнего урока?
Д: Правописание безударных
окончаний существительных.
Текст записан на доске.
, ,
В чащ . леса весна пока не чувствуется. Под еловыми
лап . ми снегу ещё долго лежать. Здесь всё во влас . зимы. Но осколк . м весеннего неба на
проталинк . стоит и смотрит по сторон .
м голубоглазый подснежник удивляется. Время придёт доберётся и сюда настоящая весна.
Учащиеся объясняют пропущенные
орфограммы и их написание, отмечают, что
в слове по сторонам пропущена гласная, которая находится под ударением,
находят место двум запятым и объясняют, почему они необходимы.
У: Все радуются весне: земля,
деревья, травы, звери, птицы и, конечно, люди. Послушайте, как люди говорят о
весне и догадайтесь, что это такое!
(читают запись на доске)
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью!
С великой милостью,
Со льн . м высоким,
С корн . м глубоким
С хлеб . м обильным!
Д: Это русская народная
песня–закличка. Этой песней люди весну торопили, чтобы она пришла побыстрее.
У: А почему именно такие
слова, что они обозначают?
Д: Люди ждали от весны милости
и тепла.
Д: Будет высокий лён, будет и
одежда для людей.
Д: Корень глубокий, будет и
урожай хороший, не будет голода.
Д: Хлеб сильный, чтобы было
чем питаться.
У: Объясните пропущенные
орфограммы.
Д: (объясняют и вставляют
пропущенные буквы)
У: А что вы ждёте от весны?
Как бы вы написали такую же песню о весне? Перепишите первые три строчки песни,
а дальше допишите своё, что вы ждёте от весны. Не забывайте о правописании
падежных окончаний существительных.
(несколько работ зачитываются)
У: Теперь откройте учебники на
странице.113, упр.460 (выполняется самостоятельно, затем учащиеся меняются
тетрадями и проводят взаимопроверку)
3. Итоги.
У: Какая была тема нашего
урока?
Д: Правописание падежных
окончаний (повторяется схема –памятка)
У: Дома вы ещё раз поработаете
над этой темой в упражнении 459.
|