I. Вступление
- объявление темы урока
Сегодня мы
отправимся в чудесное
путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень
грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных
согласных.
II.
Чистописание
А чтобы всем нам
оказаться в сказочной
стране - нужно очень красиво и без ошибок написать эти
строчки:
СС с ссс
ссс
сказка
сказочка сказочник
Сказка -
мед, так и течет.
Как называются эти слова?
Что у них общего, что объединяет их? Как понять эту
поговорку?
(Сказка как мед - сладкая, любимая, так и течет, как речка.)
Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.
Дети записывают элементы чистописания и предложение.
III.
Словарная работа
Все справились? Молодцы!
На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все
звали ее Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка
навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса.
Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками
лесными знакомится.
Словарь:
Давайте познакомимся с ними тоже.
Читаем хором.
Запишем в тетрадь, ударение проставим, безударные гласные
отметим.
Вспомним словарные слова, и дальше в путь!
IV.
Повторение. Имена собственные.
Но свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на
полянке указатель стоит! Чтобы понять куда идти девочке,
давайте запишем эти словосочетания. Запишем и
прокомментируем. (Назовем имена существительные,
нарицательные и собственные.)
Вспомним и повторим правило о том, что имена собственные
пишутся с большой буквы.
Записали, подчеркнули заглавную букву в именах собственных.
Отлично!
Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже
виден...
Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на обратной
стороне – «злой Волк».)
Это проделки злого Волка! Что же будет?
V. Основная часть урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется
фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит
(подозрительная какая-то!)
«Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня
такие большие глаза, уши, зубы?»- говорит басом.
А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш...»
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску
прикрепляется фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж...»
Чем-то похожи эти звуки!
Да это же парные согласные: их 6 пар они близняшки, (но один
из них звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике.
Открывается доска. На доске аппликация:
В окошках домика - парные согласные - буквы-человечки.
Ниже таблица:
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
|
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
глухие : из шума. |
От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с
глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и
огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась
и мы тоже, и давайте запишем слова:
глаз (глаза) |
нос (носы) |
зуб (зубы) |
лоб(лбы) |
А рядом запишем проверочные
слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных
словах.
В этой позиции парный согласный слышится четко!
А почему? Правильно - рядом с
ним гласный звук!
Немного отдохнем - зарядка!
VI.
Физкультминутка
Мы в сказку к Красной Шапочке |
Собрались в дальний путь. |
Летели, плыли, ехали - |
Пора и отдохнуть! |
А в сказке той увидим мы |
И прудик и цветы. |
Про парные согласные |
Узнаем я и ты. |
Нам в этой сказке встретятся |
Сорока, заяц, еж... |
Дорогу к милой бабушке |
Для внучки ты найдешь. |
Все любят сказки добрые - |
Довольна детвора! |
Скорее всем за дело, |
Вновь в сказку нам пора! |
Сели
на места, ровно, спинки прямые.
VII.
Закрепление
Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На зеленой ножке |
|
Выросли сережки. |
|
|
|
Что это? Правильно.
Давайте запишем загадку и отгадку. А какие согласные здесь
спрятаны? Парные.
ножка |
слышим [ ш ], а пишем [ ж ] |
сережка |
|
Вот какие опасные согласные, сколько с ними хлопот. Им
нельзя доверять - надо их проверять! Ноженьки, сережечки.
Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд.»
А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, березовый!
Как шлепнешь им ....»
- «Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!»
- «Ничего не понимаю!» - сказал Волк.
А ты запиши вместе с нами:
пруд
прут
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
Как же проверить нам их? Изменить слово! Подобрать
родственное! И чтобы с парным согласным оказался гласный.
Вот так:
Запишите рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:
«До чего же опасные эти парные
согласные!» - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик
свалился.
Красная Шапочка совсем не
испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он
думал о парных согласных: «Вот растет гриб. Красная
Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:
В
чаще под березкой рос гриб.»
Помогите волку, ребята.
Прокомментируем предложение, найдем все орфограммы.
А волк сомневается: «Гриб,
гриб... А может грипп, кашель, насморк.»
«Нет, гриб. Докажи.»
Гриб - грибы,
грибок.
Это волк изменил слово так,
что рядом с парным согласным стоит гласный.
И согласный - не опасный!
«Я понял, понял,»- закричал
Волк.
А вы, ребята? Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли: еж,
уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе - мышь. А у воды
рос камыш. Запишем:
камыш -камыши |
стриж -стрижи |
еж - ежи |
чиж - чижи |
уж - ужи |
мышь - мыши |
Проверяйте! Рядом напишем проверочные слова.
VIII.
Проверка знаний. Подведение итогов
Запомнили? Молодцы!
Волк тоже запомнил и рассказ
сочинил: Запишем, ребята, рассказ Волка.
Ученики получают раздаточный материал. Текст с пропущенными
парными согласными и стихотворение:
Солнечная пого_ка. Мы плывем на ло_ке к зеленому остро_ку. Под
бере_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие яго_ки манят нас.
Скорее на бере_!
А еще Волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится -
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный неопасный.
Это стихотворение Волк вам дарит на память, чтобы правило о
парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни. |