Цели: -повторение правописания производных предлогов, -отработка умений отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; -нравственное воспитание. I. Подготовка к ЕНТ. Работа с текстом Д. Лихачева «Молодость - эта вся жизнь» Слайд №1 М…л…дость – это вся жизнь 1. Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все буд…т иначе. 2. Я буду жить среди каких (то) иных людей, в иной о…становке и все вообще буд…т иначе 3. А в действительности: вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школ…, а потом и по университету. 4. Окружение м…нялось ,но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно ост…валось тем(же). 5. В молодости формируется (не)только человек, формируется вся его жизнь, все его окружение. 6. Если он правильно выб…рет себе друзей, ему буд…т ле…че перен…сить горе и рад…сть. 7. Храните м…л…дость до глубокой старости. 8. И помните поговорку : «Береги честь смолоду». 9. Уйти совсем от св…ей репутац…и ,созда(нн,н)ой в св…и школьные годы нельзя ,а изм…нить ее можно, но очень трудно. 10.Наша м…л…дость это и наша гордость. У доски работают ученики (3 человека по очереди) Задание: 1. определить стиль текста, тип речи. 2. тема, основная мысль текста. 3. вставить пропущенные буквы и знаки препинания. 4. в каком слове совпадает количество букв и звуков? А) своей; Б) честь; В) людях; Г) нельзя. 5. определить наклонение у глагола хр-ните 6. в 6 предложении найдите слово с чередованием гласной в корне. 7. определите разряд прилагательного в 3 предложении. 8. в 1 предложении найти слово с безударной гласной в корне. 9. среди 1-4 предложений укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. II. Повторение правописания производных предлогов. 1.Работа с таблицей. Слайд №2 В течени… (В)следстви… (не)смотря В заключени… (В)виду Благодаря В отличи… (на) счет (на) встречу - Какие части речи написаны на доске? - Можете вне контекста ответить на этот вопрос? - Нет. Тогда подберите слова так, чтобы было понятно, что это предлоги. Впишите в таблицу. - Как называются такие предлоги? Тема урока Правописание производных предлогов - Почему производные? - От каких самостоятельных частей речи образованы? - Впишите над столбиками, от каких частей речи образованы производные предлоги. - В чем особенность написания предлогов в 1 столбике? (на конце е) - В чем особенность во 2 столбике? (пишутся слитно) - Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи? Выйти навстречу гостям На дружескую встречу (навстречу кому?) (куда?) навстречу. - Смотрим, что получилось с нашей таблицей. Слайд №3 Производные предлоги, образованные от существительных с предлогами деепричастий раздельно слитно слитно В течение всего года (когда?) Вследствие ошибки = из-за В продолжение месяца (когда?) Ввиду дождя = из-за Несмотря на привилегии (=хотя) вопреки чему? В заключение статьи = под конец, в итоге Вроде плота (наподобие) Невзирая на ливень(=хотя) вопреки чему? В отличие от других Насчет экскурсии (=об) Благодаря труду (=из-за) чему? Навстречу другу (=к) III. Тренировочные упражнения. 1. Индивидуальные карточки, гр. А, В, С.
Кар.1. Запишите предлоги, раскрывая скобки. Что общего в предлогах
первой группы? Второй? Двух групп вместе? Ответьте кратко в письменной
форме. Приведите доказательства в виде словочетаний. I. (В)переди, (в)нутри, (в)круг, (по)зади, (по)перек, (во)преки, (на)перекор. II. (В)следствие, (в)виду, (на)счет, (в)роде, (на)подобие, (в)место.
В первой группе все предлоги образованы на основе наречий, во второй –
из сочетания существительного с предлогом. В обеих группах даны
производные предлоги, все они пишутся слитно. Кар.2. Запишите
предлоги, раскрывая скобки. Почему даны две группы? Составьте
словосочетания с выделенными предлогами, обозначьте в скобках их
значение. I. (По)причине, (в)целях, (со)стороны, (в) течение, (в)продолжение. II. (В)следствие, (в)виду, (на)счет, (в)роде, (на) подобие, (в)место. Кар.3. Запишите предложения, раскрывая скобки и подчеркивая словосочетания с производными предлогами.
1.Метеорологи (за)пускают зонд и (в) течени(е,и) нескольких часов –
(по)мере его подъема – следят (за) показаниями приборов. 2. (Не)смотря
(на)сухую погоду, (в) затянутых травой кюветах блестела вода, оставшаяся
после недавних дождей. 3. (Не) смотря (на) разные конструкции, все
механические (вы)числители р…шали одну и ту же задачу: освободить
человеческий мозг (от) однообразных и нудных счетных операций. 4.
Микрокомпьютеры очень молоды. Но, (не)смотря (на) это уже сегодня они
делают десятки обычно незаметных, но очень важных дел. 2.Запись под диктовку (на доске) Увидеть вдали что-то вроде облаков; скала наподобие конуса; иметь в виду ряд обстоятельств; справиться на счет изменения расписания; отнести расходы на счет профкома; отсутствовать на тренировке в течение недели; в продолжении фильма; болеть в продолжение четверти; ввиду скорого окончания плавания; вследствие начавшихся дождей; в юности уехать, но впоследствии возвратиться; повернуть навстречу ветру. Несмотря на зной и усталость. 3. упр.547 выборочное списывание (у доски). IV. Проверка полученных знаний. Мини-тест. 1. Какая буква пропущена в выделенных словах: 1) –е? 2) –и? 1. Арии из опер русских композиторов были исполнены в сопровождени_ оркестра. 2. Соколов в течени_ последних двадцати лет служил на Дальнем Востоке. 3. В заключении_ врача было написано: «К строевой службе годен». 4. Много поворотов и глубоких омутов было в течени_ этой реки. 5. В отношени_ нарушителя приняты строгие меры. 6. Вследстви_ перегруженности судно имеет осадку. 7. Дожди не прекращались в течени_ трех недель. 8. Я не вижу смысла в продолжен_ нашего разговора. 9. В отличи_ от сестры Татьяна была молчаливая и задумчива. 10. В сравнении_ с оставшимся позади городом деревенька казалась бедной и сиротливой. Ответы: 1-2, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2, 6-1, 7-1, 8-2, 9-1, 10-2 2. Найдите в каждом из вариантов предлог: А. 1. Встав рядом, он оглядывался по сторонам. 2. Рядом со мной сел на скамейку старик. 3. С шумом и плеском прошел рядом смерч. Б. 1. Впереди него бежал без шапки старик. 2. У нас еще все впереди. 3. Бурная река, где-то далеко впереди, с силой ударяется о берег скалы. В. 1. За дюнами – болота и леса, и нет никого около. 2. Около леса, как в мягкой постели , выспаться можно. 3. Направо тянулся обоз, около которого сновали какие-то люди. Г. 1. Белая ночь простиралась вокруг. 2. Тяжелая туча заволокла всё вокруг. 3. Вокруг него зеленел мох. Ответы: А-2 , Б-1, В-2,3, Г-1 V. Итоги. VI. Домашнее задание: |