Правописание слов с ъ и ь . Употребление Ь и Ъ знаков в словах
18.05.2011, 12:05:19
Писать безграмотно- значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся. Л.В.Щерба
Цели урока: 1. Учебные: а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков; б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. 2. Развивающие: а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 3. Воспитательные: а) воспитывать стремление к грамотной речи; б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость. Оборудование: 1. Компьютерная презентация 2. Интерактивная доска, проектор 3. Тексты для индивидуальной и парной работы 4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь Виды деятельности на уроке: 1. Эвристическая беседа 2. Сообщение учащегося (с элементом исследования) –Назарбаева Эльвира 3. Представление компьютерной презентации 4. Индивидуальная и парная работа на местах 5. «Творческая мастерская» (стихотворение о Ъ и Ь Бацковой Д) 6. Работа с учебником
Ход урока 1. Работа с эпиграфом Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы Как вы понимаете смысл сказанного? А что значит грамотно писать? Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке? Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому. 2. Учитель говорит тему урока (открывается первый -2слайд). В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах). Какие цели стоят перед нами? Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач. (Открывается слайд ). 3. Работа с компьютерной презентацией (интерактивной доской) Русский
язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть
приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории… (Назарбаева
Эльвира озвучивает результаты своей небольшой исследовательской
работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и
Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в
старославянских словах). (Открываются поочерёдно слайды). 4. Практическая работа Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания? (Во всех есть Ъ) Запишите эти слова в тетрадь и выделите все морфемы (? Что такое морфема?) Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов. Сделайте вывод о том, когда употребляется Ъ и Ь ? (Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я). Ь знак употребляется после согласных перед буквами Е Ё Ю Я И На закрепление вывода даётся небольшое задание (Слайд ) Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее. (Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)
5. Практическая работа Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание. Слайд Вставить пропущенные буквы (у 129) 6. Слуховой диктант Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь. (Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно, бурьян, свиньи, обезьяна) Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор). 7.Решение теста - слайд - проверка теста и выставление оценок
8 Динамическая пауза Закройте
глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь
ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А
теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как
хорошо мы поработали! Поздравляю!» 9. Подведение итогов урока Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь. От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове? (Морфему!) Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах. (Ребята делают выводы, открываются слайды №_________
10 «Творческая мастерская» Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке. (Бацкова Дарья читает стихотворение) В стране Русский Язык, В городе Алфавите Живут два брата-двойняшки, Носят одинаковые рубашки. У одного хохолок на голове, А другой лысый вообще. Хоть они друг на друга похожи, Их характеры совершенно не схожи. Младший брат весельчак и добряк. И зовётся он Мягкий Знак. Он ласков и добродушен. И всегда во всём послушен! Старший брат строг и суров, Не говорит много слов. И во всех он делах упёртый! И зовётся он Знаком Твёрдым. Но живут вместе братья дружно, Не встают в те слова, где ненужно! Чётко правила соблюдают И друг другу в делах не мешают. Если ты эти правила будешь знать, То учёба пойдёт на «пять»!
11 Домашнее задание
I. Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится». II. Выполнить упражнение №...