Чтец: "Пасхальные вести" (Я. Полонский)
Весть, что люди стали лучше Бога,
К нам на север пришли грачи…
Потемнели хвойные трущобы. Тихие заплакали
ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы.
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горче первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая.
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем
Поднялись морями — стали реки
И в горах поднялся первый гром.
Третья весть была необычайна,
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом леса зазеленели
И теплом дохнула грудь земли.
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Ведущий 1: В этот день в церквях колокола
звонили особенно торжественно. Этот звон
называется "пасхальный благовест”.
Чтец: Пасхальный благовест (С. Есенин)
Колокол дремавший Скрылась за рекою
Разбудил поля, Бледная Луна
Улыбнулась солнцу Звонко пробежала
Сонная земля. Резвая, полна.
Понеслись удары Тихая долина
К синим небесам, отгоняет сон,
Звонко раздается Где-то за дорогой
Голос по лесам. Замирает звон.
(Звучит музыка, звон колоколов.)
Ведущий 2: Святое Христово воскресенье —
Пасха. Праздник праздников.
В страстную пятницу распят был Он на Голгофе,
снят с Креста, оплакан и положен во Гроб. Тяжелым
камнем заложили вход в пещеру те, кто и по
Распятии боялись Его, приложили к камню печать.
Следующий день, субботу, ветхозаветный закон
велел проводить в покое.
Рано утром в воскресенье женщины, слушавшие
Слово Его, плакавшие над Ним в те дни, пошли ко
гробу, приготовить благовония, чтобы умаслить
Его Тело. Церковь называет этих женщин — Жены-мироносицы.
Чтец: "В первый же день недели, очень рано,
неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу,
и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень
отваленным от гроба. И, войдя, не нашли Тела
Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем,
вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах
блистающих. И когда они были в страхе и наклонили
лица свои к земле, сказали им: что вы ищите живого
между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес… И
вспомнили они слова Его." (Евангелие от Луки.)
Чтец: С. Есенин
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на дне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, потягивая руку:
"На, пожалуй … маленько крепче будешь".
Ведущий 1: Жены-мироносицы и те ученики
Господни, что были с ними у Гроба, пошли в
Иерусалим возвестить другим ученикам о
случившемся.
В тот же первый день недели, вечером, когда
двери дома, где собирались ученики Его, были
заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и
стал посреди, и говорит им: Мир вам! Они видели Его
своими глазами: Он воскрес.
Оттого-то вечерняя горестная служба Страстной
субботы переходит в Пасхальную утреню — самую
светлую службу в году.
В ночь со Страстной Субботы на Воскресенье -
вспыхивает свет в храмах, звонят колокола,
траурные одеянья священников сменяются
пурпурными пасхальными.
Чтец: "Христос Воскрес” Я. Полонский
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Ведущий 2: Были прежде пасхальные гулянья,
пасхальные хороводы, пасхальные качели —
ставили их на лугу недалеко от храма. Сюда
собирались парни и девушки.
И обязательно совершались на Святой Седмице
дела милосердные. Кормили нищих, навещали
больных, посылали куличи и другую праздничную
снедь в приют, больницы, тюрьмы.
Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник
Чуда, вечно спасающего мир, когда мир уже,
кажется, стоит на краю гибели.
Ведущий 1: По поверью, Христос, сошедши в ад,
сковал Сатану двенадцатью железными цепями, 12
железными замками, заточил за 12 железными
дверями. И сказал: когда сумеет Сатана перегрызть
12 железных замков, 12 железных цепей, 12 железных
дверей — наступит конец света.
Ведущий 2: Как только Господь с праведниками
вышел из ада, Сатана принялся перегрызать оковы.
Он точит их зубами по сей день, и за год удается
ему перегрызть, перекусить 12 железных дверей, 12
железных цепей, одиннадцать железных замков… И
уже за дужку 12 принимается он…. но тут исчезает
год, приходит новая Пасха. Вспыхивает свет в
храмах, священники возглашают: "Христос
воскрес!”.
И 12 железный цепей, 12 железных дверей, 12
железный замков — оковы Сатаны — срастаются,
становятся крепче прежнего. На волоске держится
мир — и всегда бывает спасен.
Ведущий 1: Православные Христиане называют
этот день "праздником праздников". Это самый
главный день православного церковного года.
Пасхе предшествует семинедельный Великий Пост.
Неделю перед Пасхой называю Страстной Седмицей.
Каждый день седмицы связан с событиями последних
дней из земной жизни Христа.
(Музыка)
Чтец: Великая Суббота, вечер. В доме тихо перед
заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что
на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в
картонках. В зале обои розовые от солнца, оно
заходит. В комнатах пунцовые лампадки
пасхальные. Постлали пасхальный ковер в
гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы
с бордовых кресел. На образах веночки из розочек.
В столовой на окошках крашеные яйца в корзинах,
пунцовые: завтра отец будет христосоваться с
народом…
… На большом подносе — на нем и я могу улечься
— темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и
красные яйца кажутся черными. Входят на носках
двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно
выносят обвязанный скатертью поднос… (Иван
Шмелев "Лето Господне”.)
Ведущий 1: Как самый большой и наиболее чтимый
христианский праздник, Пасха группирует вокруг
себя целый цикл народных примет.
По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти
бывают необычайно злы, поэтому после захода
солнца мужики и бабы боятся выходить на двор.
Злятся черти по тому, что как только ударит
первый колокол к заутрене, бесы, как груши с
дерева, сыплются с колокольни на землю. Как
только отойдет заутреня, чертей лишают свободы:
скручивают, связывают или приковывают на
чердаке, к колокольне, на дворе, в углу. Чертям
это, разумеется, не нравится.
Ведущий 2: Считается, что православные люди
могут увидеть мучения чертей, если придут на
чердак или в темный угол двора со свечой, с
которой простояли пасхальную утреню.
Можно также выйти с пасхальным яйцом на
перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по
дороге — тогда черти должны будут выскочить и
проплясать трепака.
Чтец: В пасхальную ночь трудно приходится
ведьмам, колдунам и прочей нечисти. Считается,
что если во время пасхальной заутрени обернуться
и поглядеть на народ: все колдуны будут спиной
стоять к алтарю.
Чтец: Пасха, Воскресение Христово! Вся неделя,
что следует за ней, — Святая седмица. Всю неделю
открыты будут Царские врата в Храмах. А по
старому поверию — раскрыты будут и небеса для
восходящих душ, и сама преисподняя не посмеет
удерживать мертвых. Поэтому старики и старухи
мечтают, чтобы Бог даровал им смерть именно в
пасхальную неделю.
Ведущий 1: Существуют и пасхальные приметы,
которые можно назвать хозяйственными. Народ
убежден, что пасхальные яства, освященные
церковною молитвою, имеют сверхъестественное
значение и обладают силой. Например: все кости от
пасхального стола сберегаются: часть из них
зарывается в землю, с целью предохранить нивы от
градобития, часть хранят дома и во время летних
гроз бросается в огонь, чтобы предотвратить
удары грома. Также сохраняется головка
освященного кулича для того, чтобы хозяин,
выезжая сеять в поле, на своей ниве мог его
съесть, что обеспечивает хороший урожай.
Ведущий 2: У девушек есть свои приметы. В дни
святой Пасхи не берут в руки соли, чтобы руки не
потели, умываются водою с красного яйца, чтобы
быть румяной, притом становятся на топор, чтобы
быть крепкой (топор, говорят, удивительно
помогает и девушка делается такой крепкой, что по
пословице, "хоть об дорогу бей, а ей все
нипочем").
Чтец: Даже лихие люди — воры, бесчестные
игроки в карты и прочие — и те создали свои
приметы.
Чтец: Охотники также имеют свои приметы,
которые сводятся к главному требованию: никогда
не проливай крови в великие дни светлой седмицы,
когда вся тварь земная вместе с людьми радуется
Христову Воскресенью и по-своему славит Бога.
Нарушители этого Христианского правила подчас
жестоко наказываются Богом. Бывали случаи, когда
охотник, снарядившись на охоту, нечаянно убивал
себя, или не находил дороги домой и без вести
пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила.
Ведущий 1: Много пасхальных примет и суеверий
связано с пасхальными яйцами. Пасхальное яйцо
знаменует собой мир, обагренный кровью Христа.
Нельзя, например, есть яйцо и выбрасывать
скорлупу на улицу, потому что на протяжении всей
святой седмицы сам Христос с апостолами в
нищенских рубашках ходит по земле, и по
неосторожности в него может попасть скорлупой.
Ходит Христос с целью наблюдать, хорошо ли
православные исполняют его завет оделять нищую
братию; награждает щедрых, наказывает скупых.
Если яйцо, полученное при Христовании от
священника, сохранить в течение 3 или даже 12 лет,
то стоит съесть такое яйцо тяжелобольному — всю
хворь как рукой снимет.
Ведущий 2: Помогает яйцо и при тушении пожара:
если человек, отличающийся праведной жизнью,
возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее
здание со словами "Христос Воскрес", то
огонь утихнет, а затем прекратится.
Чтец: На пасхальных яйцах рисовали символы,
которые имели большое значение (показывает яйца
с символическими рисунками, сделанные ребятами):
сосна — долголетие и здоровье
звезда — человеколюбие
петушиный гребень — защита от нечисти
дубовый лист — гармония
солнце — к урожаю
сорочьи лапки — символ святых.
Ведущие рассказывают о пасхальных играх,
ребята играют.
Пасхальные игры
- Любимой пасхальной игрой на Руси было катание
яиц: делали простой деревянный или картонный
каток, вокруг него освобождали ровное пустое
место, на котором раскладывали крашеные яйца, или
призы, игрушки. Играющие по очереди катят свое
яйцо, предмет, который задели — выигран.
- Цоканье яйцами.
- Эстафета с яйцами (2 команды). Каждый участник с
яйцом в ложке добирается до финиша и
возвращается назад, можно держать ложку не в
руках, а во рту.
Ребята рассказывают о блюдах пасхального
стола, предлагают угощение.
Пасхальный стол
В этот день главное место на праздничном столе
занимают традиционные пасхальные блюда.
- В центре стола — кулич.
- Пасха — это особое творожное блюдо, которое
готовится только один раз в году. Пасхи делают 2-х
видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог
долго хранить нельзя, то пасху из него делают
небольшую, а вареная пасха может храниться всю
пасхальную неделю.
- Разноцветные яйца.
Для окраски яиц, кроме красителей, можно
использовать:
- зеленые яйца можно получить, сварив яйца с
зеленью озимых всходов или с замороженной
зеленью шпината;
- фиолетовыми яйца сделают запасенные с прошлой
весны цветы ольхи;
- красными будут яйца, если их сварить вместе со
свеклой или корой вишни.
Ведущий 1: Поскольку существует обычай по
долгу хранить в доме Пасхальные яйца, иногда до
следующей Пасхи, народные умельцы стали делать
яйца из дерева и расписывать их разными узорами и
картинками. Затем появились очень красивые яйца
из фарфора, серебра, бисера. Такие яйца делали в
специальных мастерских.
Мастера знаменитой в XIX веке российской
ювелирной фирмы Фаберже делали яйца из
драгоценных камней, золота, серебра. Чаще всего
по заказу царского двора.
Ведущий 2 : В России святая Пасха всегда
занимала особое место в духовной жизни людей, с
ней были связаны представления о вечном
обновлении жизни, о возрождении и очищении
человеческой души. Праздники, и особенно такие
святые, как Пасха, объединяли людей в едином
чувстве, настроении и состоянии души. Такие
праздники духовно сплачивали разобщенных людей.
Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на
короткое время, собирались вместе, объединенные
общим делом.
Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи,
что складывались веками, возвращаются на русскую
землю.
Звучит музыка. |