Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 23:04:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Преданья старины глубокой
22.11.2010, 11:49:26

Цели:

1. Закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения темы "Мифы и легенды древних славян”.

2. Способствовать повышению у ребят интереса к литературе; формировать у них навыки внимательного, вдумчивого чтения.

3. Воспитывать интерес к истории родной страны, чувство гордости за ее прошлое.

Оформление.

1. Выставка справочной литературы по теме: "Мифологический словарь”, "Большой словарь Кирилла и Мефодия” на компакт-диске, тексты мифов и легенд.

2. Репродукции картин и иллюстрации по теме (на доске).

3. Декорации и костюмы к обрядовым сценам.

4. Стенд "Знаете ли вы?”, подготовленный учителем совместно с библиотекарем.

5. "Уголок занимательной информации!”

6. Классические музыкальные произведения по теме.

Ход мероприятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили ее, боялись, обожествляли. Мне кажется, что стихотворение поэта серебряного века Александра Блока, послужит прекрасным эпиграфом к нашему занятию.

Русь

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна.

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши – утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...

В древних поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища – целый комплекс сооружений. Обычно несколько в стороне от жилья, где-нибудь на холме, на возвышенном месте устраивалось капище – жертвенник. В нем поддерживался священный огонь, и отблески его падали на окружавших капище идолов – изваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла.

С появлением новой религии языческим богам пришлось худо. Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались стереть с лица земли ненавистные христианам символы "поганской веры” – языческие святилища, капища и идолов. Так были подрублены основания привычно, столетиями отправлявшейся народом языческой обрядности.

В летописи "Повесть временных лет” очень ярко описываются оба события: установка идолов них свержение по указу одного и того же человека – князя Владимира. "И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им Жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими”. (980 год) А через 8 лет "повелел опрокинуть идолы, – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить eго с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе...”

Что же сегодня мы знаем о богах, занимавших некогда места на древнерусском языческом Олимпе и cвергнутых затем силами христианства?

Сообщение ученика. МИФ (от греч. mythos – предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы).

Задание. Расскажите, как повествует о создании жизни на Земле славянский миф.

Сообщение ученика. А вот сказание наших праотцов о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных.

"Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движенья. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: "Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?” И пламень взора светлого Яра в одно мгновенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе раскинулась. Жадно пила она лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее...

Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от его жарких поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами... Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ея вылетали поднебесные птицы, из вертепов (жилище) выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы, в воздухе затолкались мелкие мушки да мошки. И все жило, все любило, и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле”. (П.И. Мельников "В лесах”).

Учитель. Миф, ребята, не может существовать отдельно, без ритуала. Обряд, праздник, карнавал – все это оживление мифа. Давайте посмотрим это.

Дети инсценируют 4 действие "Снегрочки” (отрывок).

Царь.

Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!
Пастух и царь тебя зовут, явись!

Лель.

Свет и сила,
Бог Ярило,
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!

Автор. На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человека, а в левой – ржаной сноп. По знаку царя прислужники несут жареных быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки с пивом и медом, разную посуду.

Все.

Даруй, Бoг света!
Теплое лето,
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

Учитель. А теперь скажите, каким видели древние славяне бога весеннего солнца?

– Подберитe к слову Ярило однокоренные слова.

– Так что же значит Ярило для древних славян? Почему ему такая почесть?

– Для чего Ярило послал на землю огонь?

Викторина "Пантеон славянских богов”.

1. Отец Небесный, сын Рода, создавший Землю. (Сварог)

2. Один из величайших богов древнего мира, брат Сварога, его главное деяние – привел сотворенный Родом мир в движение. (Велес)

3. Бог солнца, податель света и тепла. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней молитве: "Дай, Боже!” (Дажьбог)

4. Бог грозовых туч, грома, молнии. Его считали своим покровителем князья и воины. Его выразительный портрет мы встречаем у К.Бальмонта:

У ... мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз. (Перун)

5. Бог ветра, порожденный богом огня Семарглом, могучий и непобедимый, летает, где пожелает. (Стрибог)

6. Одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли, древний повелитель небес. (Род)

7. Кто такие Рожаницы? И почему их две? (Доля и Недоля)

8. Этим именем наши предки называли не только изначальную богиню любви и красоты, но и весь строй жизни. (Лада)

9. Воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли, в ее имени слышится мокрота, живительная влага, без которой немыслимо ни плодородие почвы, ни жизнь людей и животных. Перед ней трепещут даже всемогущие боги. (Мокошь)

Учитель. Мы с вами вспомнили о высших божествах славянского народа, о которых вы узнали, готовясь к этому мероприятию. Но есть еще низшие божества, живущие не на небесах, а рядом с нами, на земле. И пусть прошло больше тысячи лет с того момента, как главной религией нашей страны стало христианство, мы не забываем своего прошлого, пусть и на уровне подсознания.

Угадайте, кто это пришел к нам в гости? Появляется Лесовик и рассказывает о себе:

Я родился на постели колких игол, мхов.
Я качался в колыбели смоляных сучков.
Водяниха на крестины с водяным пришла
На корягу у плотины.
Из зеленых ниток тины
Мне рубашку Водяниха, ведьма старая сплела.

Встречайте гостей: Лешего и его внучку – Зарю.

Лешачок. Раньше собирались в лесу русалки-мавки. В тихие вечера да в лунные ночи уходили они из-под озерных коряг и хоронились в деревьях, тогда их называли древяницами. А с восходом солнца водили они хороводы, песни пели, качались на березовых ветвях, заманивали в лес красотой своей да голосом добрых молодцев.

Русалка.

Мечется и плачет, как дитя больное
В неспокойной люльке озеро лесное...
Тучей потемнело; брызжет мелкой зернью –
Так и отливает серебром да чернью.
Ветер но дуброве серым волком рыщет;
Молния на землю жгучим ливнем прыщет;
И на голос бури, побросавши прялки,
Вынырнули со дна резвые русалки...
Любо некрещеным в бурю непогоду
Кипятить и пенить жаркой грудью воду.
Любо им за вихрем перелетным гнаться,
Громким смехом звонко с громом окликаться!
Волны им щекочут плечи наливные,
Чешут белым гребнем косы рассыпные;
Ласточки быстрее, легче пены зыбкой,
Руки их мелькают белобокой рыбкой;
Огоньком под пеплом щеки половеют;
Ярким изумрудом очи зеленеют.
(из стихотворения Л.А. Мей "Русалка”)

Заря (девочка в красном сарафане, с веночком на голове).

Я Заря-заряница,
Красна девица.

Лешачок: Это внучка моя.

Заря предлагает поиграть в игру, которая так и называется – "Заря”.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "Зарей”.

Учитель. Только несведущие да совсем пропащие могут спать в ночь с 23 на 24 июня (7 июля по новому стилю), когда вновь решается судьба мира: быть ли Свету или мир поглотит злобная Тьма. Каждый год сражение выигрывают силы Добра, но победа эта не приходит сама собой. В эту ночь, как и много лет назад, вся Европа покрывается многочисленными огнями: люди зажигают костры – "очи Света”. И, пока длится это святое время, нужно многое успеть.

Сообщение ученика. Не счесть поверий сказочных, легенд, сопутствующих Купале. В ночь на Купалу, когда притомится солнце и роса упадет на землю, соберутся в путь травознаи – за целебными кореньями и волшебными травами. На Купалу показывается людям разрыв-трава, что помогает открывать клады. В тихих заводях раскрывается одолень-трава – белая кувшинка. Ее берут с собой в дальние дороги, чтобы оберегала от бед и напастей. Но больше всего хотят люди найти жар-цвет папоротника. Одним он представляется бархатно-алым, как пляшущий в углях огонь, другим – таинственно-синим. А третьи говорят, что в лунном свете раскрываются серебристо-белые лепестки... (Задание: нарисовать цветок папоротника таким, каким вы его себе представляете) Без огня купаленка не обходилась, костры раскладывали по берегам рек, озер, купались в воде и росе, гадали, прыгали через огонь. В народе говорили: "Кто не пойдет на купальню, тот будет пень-колода! А кто пойдет на купальню, тот будет бел-береза!”

Стихотворение читает Заря.

Зa рекой горят огни,
Погорают мох и пни,
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны –
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
А у наших ворот,
Пляшет девок корогод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок корогод.
Кому горе, кому грех,
А нам радость, а нам смех.
Ой, купало, ой, купало,
А нам радость, а нам смех.

День-деньской июль солнцем пригревает, а ночь придет – зарницами мигает, то тут, то там вспыхивают они над горизонтом. Парной дождичек ополоснул листву, теплы, росисты гуманные ночи – "Росой лес умывается, с ночкой прощается”.

Учитель. Но кто же такой Купала и чьим именем назван следующий праздник – Кострома? Об этом вы узнаете из следующего выступления.

Сообщение ученика.

История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней.

Случилось так, что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи - Купальницу. Они поженились, у них родились мальчик Купала и девочка Кострома. Брата похитили птицы и унесли в дальние края. Поэтому Кострома росла одна, не зная о том. Что когда-то у нее был брат. Выросла она писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому она и замуж ни за кого не пойдет. Услыхали ее похвальбу боги, страшно разгневались и решили наказать дерзкую Кострому – вернулись на родину Купалу. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный девушкой, то обязан был на ней женится. Купала и не возражал – очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб ее брат, ринувшийся в костер. Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком жестокой. Небо жители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, – Кострома. Раньше этот цветок так и назывался – Купала-да-Мавка.

Учитель. Сегодня к нам пришел еще один гость, вернее хозяин – хозяин дома. Скажите, ребята, как его зовут?

Домовой. Спасибо, ребята, что так много знаете обо мне. Но меня еще и по-другому называли: домовник, дедушка, дедушка, старик, суседко.

Обычно я похож на хозяина дома, "словно вылитый”, и даже ношу его одежду и перенимаю привычки. Но есть и отличия: предпочитаю белую длинную одежду, все тело у меня покрыто мягкой шерстью, даже ладони и подошвы. Самое необычное у меня – это способность менять облик: принимать вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой. Превыше всего я ценю согласие и лад в семье; я люблю хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, держат двор в порядке и чистоте. Таким домохозяевам я всегда помогаю: задам скотине корм и пригоню ее во двор, почищу лошадей, подправлю, что надо, в хозяйстве. Предупрежу хозяев о грозящей беде, приближающемся несчастье: воем за печкой, ревом в хлеву; буду щипать вас, нагонять ветер.

А еще у меня есть волшебный сундучок: если я хочу послушать сказку, то прошу положить в него рисунок, и все – сундучок сочинит сказку и расскажет мне ее. Но недавно мой сундучок сломался, а без сказки мне не уснуть. Ребята, у меня к вам просьба: сочините для меня сказку о моих друзьях и расскажите мне ее.

Дети сочиняют сказки по мотивам мифов о водяном, русалках, кикиморах, лешем.

Учитель. Вот и подошла к завершению наша встреча. Конечно, рассказать обо всех богах славянской мифологии мы не смогли, но для меня наградой будет ваше желание продолжить знакомство с интересным и таинственным миром прошлого.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, грамотнос, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 893 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0