Тип
урока: лекционный блок (изучение нового материала) Образовательные
технологии: ИОСО, ИКТ. Образовательные цели: 1.Установить
предпосылки и причины объединения русских земель; 2.Охарактеризовать
политическую систему Руси в период раздробленности; 3.Дать оценку
внутренней и внешней политики Ивана Калиты; 4.Определить причины
возвышения Москвы. Развивающие цели: 1. Развивать навыки
самостоятельной работы с текстом по алгоритму, схемой, выбирать
главное, анализировать, делать выводы; 2. Развивать умения
коммуникации; 3. Учить детей делать выбор уровневого задания. Воспитательная
цель: 1.Формировать убеждение, что только единство нашего
государства обеспечит ему могущество, процветание, независимость. Оборудование
урока: Учебник, ИКТ, индивидуальные карточки, ИОП. Понятия и
термины: раздробленность, централизованное государство, «отец»,
«молодшие братья». Личность в истории: Иван Калита, Ярослав
Ярославич, Михаил Ярославич, Андрей Ми-хайлович, Даниил Александрович,
Юрий Данилович. Даты: Правление Ивана Калиты(1325-1340). Формы
урока: Работа в группах, слово учителя, беседа, самостоятельная работа с
текстом по алгоритму, заполнение таблицы и схемы, выполнение
опережающего задания по алгоритму. Методы, используемые на уроке:
частично-поисковый, наглядный.
План урока: 1.
Психологический настрой. Деление детей на 6 групп.
Распределение обязанностей в группах. 2. Работа в группах.
Обобщающее повторение по теме «Феодальная раздробленность» по карточкам.
Карточка для всех групп одинаковая. Карточка а) Что такое
феодальная раздробленность? б) Что явилось последствием феодальной
раздробленности? в) Что такое централизованное государство? 3.
Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения. Каждой группе
предла-гается дать ответ на один из вопросов карточки. Ответы учащихся
подтверждаются и проверяются показом слайдов. 4. Работа в группах по
изучению новой темы. Каждая группа работает по одному из трех заданий. a)
Задание для групп №1, №2 Самостоятельное изучение текста учебника,
параграф 17, п. 1. Выявление причин объеди-нения русских земель;
б)
Задание для групп №3, №4 Самостоятельное изучение текста учебника,
параграф 17, п. 1. Заполнение таблицы
«Какие слои населения выступали за объединение и почему?
Слои
населения. Почему выступали за объединение.
в) Задание
для групп №5, №6 самостоятельное изучение пункта 2 из параграфа 17.
Заполнение таблицы «Политическая система Руси». В таблицу учащиеся
вносят информацию к заданной схеме.
5. Выступление
учащихся от групп. Выступление сопровождается проверочным материа-лом,
показываемым на слайдах после ответов учащихся. 6. Индивидуальная
работа по изучению нового материала Самостоятельное составление
конспекта статьи «Борьба Москвы и Твери» стр. 142, пользуясь алгоритмом
составления конспекта. Алгоритм составления конспекта 1.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели
те цитаты, которые войдут в конспект. 2. Пользуясь правилами
сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть
разнообразной, например: а)...(цитата); ... (вывод). б)
основные вопросы доказательства (цитаты) выводы. 3.Прочитай
написанный текст, сверь его с оригиналом. 4. Сделай общий вывод.
7.
Рассказ учащихся по теме «Борьба Москвы и Твери» с использованием
конспекта и со-провождением слайдов презентации. 8. Выступление по
индивидуальному опережающему заданию на «5» «Характеристика личности
Ивана Калиты». Выступление сопровождается показом слайдов. 9.
Обобщение изученного материала. Работа в группах. Сделать вывод,
пользуясь картой и изученным на уроке материалом «Почему
именно Москва встала в центре объединения русских земель?» 10.
Выступления от групп со своей версией и выводами. 11. Запись в
тетрадях общих выводов по теме «Почему Москва – центр объединения
русских земель?»
Домашнее задание. Параграф 17, страница 139.
Тема
«3» «4» «5» Индивидуальное задание Предпосылки объединения русских
земель. Усиление Московского княжества. 1.Знать при-чины объединения
русско-го государства. 2. Рассказать политическую систему Руси 3.
Рассказать о деятельности Ивана Ка-литы. 4. Знать при-чины
возвышения Моск-вы. 1.Знать причины объединения русского государства 2.
Выделить положительные и отрицательные стороны политической системы
Руси. 3.Дать оценку деятельности и поведению Ивана Калиты. 4. .
Знать при-чины возвышения Москвы 1.Знать причины объединения русского
государства 2. Выделить положительные и отрицательные стороны
политической системы Руси 3. Дать характеристику личности Ивана
Калиты по алгоритму. 4. Знать причины возвышения Москвы.
1.Политический портрет Дмитрия Донского по алгоритму. 2. Рассказ о
ходе Куликовской битвы по схеме.
|