Авторская находка: В современных
условиях развития технической базы
школьных предметов стало возможным не
только использование обучающих программ на
различных уроках, но удалось выйти на более
высокий уровень использования
компьютерных форм работы и информационных
технологий - интегрированные уроки, которые
обеспечивают совершенно новый
психологический климат для ученика и
учителя в процессе обучения, позволяют
экономить время ученика при выполнении
интегрированного домашнего задания.
Интегрированный урок
математики и информационных технологий.
Цель урока:
- Систематизация и обобщение знаний по
теме "Преобразование графиков функций".
- Формирование мотивации процесса
обучения через компьютер .
Цель интеграции математики и
информатики.
- Совершенствование содержания
образования .
- Освоение и использование
информационных технологий в учебном
процессе .
Тип урока: Компьютерная поддержка
предмета (алгебра и начала анализа). Ключевые слова:
Моделирование,
Доступность восприятия сложного
моделирования, Взаимосвязь предметов .
Форма работы: классно-урочная. Приобретаемые
навыки.
- навыки построения графиков функций и
исследование их свойств
- самостоятельное моделирование и
программирование для исследования
свойств графиков функций
- применение программных продуктов для
лабораторных и практических работ
Особенности роли учителя.
Многофункциональность: информатор,
консультант, сотрудник творческой
лаборатории, контролер. Технологические особенности: Компьютерный
класс
- 10 станций, демонстрационный стол.
Рабочий стол учителя (сервер локальной сети).
Коммуникативные навыки:
- Навыки общения в микрогруппе.
- Навыки передачи информации
- Толерантность
- Умение управлять собой, своим
темпераментом
Развитие культурного кругозора:
Приложение теоретических знаний в реальных
задачах Организация работы
- Подготовка учащихся к интегрированию
предметов
- Подготовка учителя-предметника к
грамотному и эффективному применению
информационных технологий с учетом
особенностей интегрируемого предмета
Наш опыт работы может быть предложен и
другим учителям, которые могли бы
использовать компьютеризацию учебного
процесса по различным предметам,
интеграцию, особенно таких предметов, как
математика, физика, применять компьютерные
формы работ по таким предметам как история,
русский, и иностранные языки и т.д., а также
начать освоение нашей технологии выбора,
разработки и применения продуктов в
учебном процессе для учителей-предметников
данной школы.
Ход урока
Сегодня на уроке мы будем отрабатывать
навыки в построении графиков сложных
функций и будем описывать свойства функции
по построенному графику. Но так как этот
процесс построения очень трудоёмкий, то мы
с вами попробуем его ускорить с помощью
компьютера. Но сначала мы должны с вами хорошо
разобраться в процессе построения графиков
функции, а затем научить компьютер
выполнять тоже самое, но значительно
быстрее. Итак, сегодня, мы остановимся на
тригонометрических функциях , как исходный
материал для работы на уроке. Функция синус y=sin x. Описать её
свойства.
Какие точки являются характерными для
построения графиков этих функций.(Работа с
плакатом графика функции). Слово информатике для построения
графиков функции y=sin x , y=cos x. Для того,
чтобы использовать компьютер для
построения графиков, и создать программу
моделирования построения графиков функций
давайте определим, что нам может предложить
компьютер для этого и как правильно
организовать этот процесс Загрузка презентации, выполненной в
PowerPoint,
далее: покадровый комментарий.
ПРЯМОУГОЛЬНАЯ Система координат
представляет собой ось у и ось х. Она вам
хорошо и давно известна. Но... Та система
координат, которую предоставляет нам
графическая страница на экране компьютера,
является как бы зеркальным отражением
нашей математической системы координат. И в
ней ось у направлена вниз, ось х вправо,
точки на осях начинаются со значения 1 и по
оси х могут изменяться до 640, а по оси у до 320,
и самое главное отличие в том, что все они -
положительные.
Что же делать, если нам нужно отобразить
точку. Координаты которой имеют хотя бы
одно отрицательное значение? Как ее увидеть?
Да, нужно рассчитать сдвиг, и отразить его в
операторе PSET (Вопросы к учащимся). Вот точка
и появилась у нас на экране. Для того, чтобы
в этой системе начертить совокупность
точек по какой-либо зависимости и назвать
это графиком функции, построим оси
математической системы координат, зададим
диапазон изменения координат х, а значение
координаты у будем определять по этой
зависимости. Например, зависимость Y=x|2 для х от -20 до +20 в
цикле с учетам необходимости расположить
на осях х и у даст нам вот такую фигуру,
называемую парабола . Назвать такое
построение графиком функции можно, если
отметить на осях нужные нам значения. Например, построим график
функции y=sin x с
учетом всех правил построения и с учетом
нужного нам смещения для осей х и у. III. А вот теперь мы
рассмотрим с вами сложные
функции, составленные с помощью
тригонометрических, которые можно задать
формулой : f(x)=A sin (k x+b) или f(x)=A cos (k x + b).
Придумайте примеры функций, заданных этими
формулами. Значение чисел A, k, b в построении графика
этой функции разбираются совместно с
учениками фронтально. Важен ли порядок
преобразований? Какие преобразования надо
выполнять первыми, а какие в последнюю
очередь? Программа контроля о порядке
преобразований (компьютерный контроль с
оценкой после выполнения задания по
мультимедийной программе, загруженной на
каждую "станцию") А вот теперь разберём вместе план
построения графика функции y=3 sin (x/2-п/8) или y=3
sin( ?(x-п/4)) 1) y=sin x; 2) y=sin 1/2 x; 3) y=3sin 1/2x; 4) y=
3sin1/2(x-п/4).
Сам учитель последовательно выполняет
построение всех шагов на заготовленной
системе координат . каждый шаг выполняется
отдельным цветом на доске. Слово информатики для создания
программы
моделирования построения графика функции.
Итак, вы знаете, как строить график
тригонометрической функции, и вполне
можете начертить его в тетради, произведя
расчеты и определив все нули функции,
экстремумы, точки экстремума… Но в наших
руках замечательный инструмент, который,
если правильно им пользоваться, может
помочь нам в этих расчетах. Главное
получить четкую правильную программу
моделирования построения графика любой
зависимости вида Y=f(x). Итак, определив основные способы
программирования построения графиков, наша
основная задача как программистов -
создать универсальный программный
инструмент для построения графиков
тригонометрических функций, и расчета их
основных свойств. По традиции для любой
модели нужны составляющие, отдельные
детали и конструкции. Все это у вас есть на
рабочем столе, где для самостоятельного
моделирования есть программа на языке BASIC.
Систему координат, в которой вам надлежит
построить график, мы с вами уже строили на
предыдущих уроках, у кого-то получилось
лучше. У кого-то хуже. Но это построение
получилось у всех и не составило труда.
Поэтому, чтобы не терять сегодня время на
простейшие операции, в этой программе
оставлены два варианта самых удачных
построений системы координат для
Построения графика функции SIN и для COS. \
Ваша задача рассчитать подобрать и
организовав цикл построения точек,
получить модели графиков sin(x) и cos(x), и
отобразить соответствующие им свойства ТО
ЕСТЬ НУЛИ ФУНКЦИИ, ЭКСТРЕМУМЫ И ТОЧКИ
ЭКСТРЕМУМОВ В ПОЛУЧЕННОМ ГРАФИКЕ должны
соответствовать расчетам. Приступим к созданию программы
построения графиков. По созданному
компьютерному графику учитель проводит
фронтальный опрос свойств функции. Файл с
заданиями находится на каждой "станции",
работа выполняется в только что созданной
учениками программе построения графиков.
Дополнительное условие: отобразить на
экране все этапы преобразования и
построения графиков. Самостоятельная работа трёхуровневая. I
уровень - "3", II уровень - "4", III
уровень - "5". Где же в жизни мы
встречаемся с такими функциями и
существуют ли вообще их применение?
Движение маятника или шарика, подвешенного
на пружинке, является примером
гармонических колебаний. Гармонические
колебания - это колебания, при которых
изменение смещения во времени происходит
по закону функции синуса или косинуса.
Задаётся такое колебание формулой y(t) = A sin(wt+Ч).
Сравните с функциями, которые мы сегодня
рассматривали. Параметры: А - амплитуда
колебания, W - частота колебания, Ч-
начальная фаза Зная, эти параметры мы можем
составить и функцию, задающую
гармонические колебания. А вот, если есть график, то как по нему
определить эти параметры? Обратимся к обучающей программе
"Гармонические
колебания" (мультимедийная обучающая
программа запускается на каждой "станции").
Можно попробовать предложить
контролирующую программу (мультимедийная
обучающая программа запускается на каждой
"станции") Подведение итога урока, домашнее задание. Творческое
задание: Придумать какое-либо
гармоническое колебание и указать его
параметры и построить график. В заключении подведем итоги нашей
работы
как программистов и определим дальнейший
план работы в этом направлении: - Мы можем создать программу, которая
позволяет осуществить построения фигур ,
отражающих некоторую функциональную
зависимость
- Используя это умение мы можем создать
программу построения графиков функций в
математической системе координат
- И, наконец, в этой же программе,
моделируя построение графиков, мы сможем
следить за изменениями свойств самой
функции и исследовать эти свойства.
Домашнее задание. Изменить программу
таким образом, чтобы в начале программы
задавались значения коэффициентов при
аргументе х и при функции у=f(x), А,К,В а также,
чтобы процесс этот прерывался только по
желанию.
|