В силу особенностей предмета, преподавание
астрономии представляет собой наиболее
благоприятную сферу для применения современных
информационных технологий.
Применять информационные технологии можно в
разных направлениях и вариантах в преподавании
астрономии.
Для меня наиболее интересны создание
мультимедийных конспектов – сценариев уроков с
помощью программы Power Point в форме презентаций, а
также разработка различных тестов с помощью
программы "e- Publish”.
Для подготовки использую не только печатную
литературу, но также мультимедийные курсы:
"Открытая Астрономия” фирма Физикон, "RedShift –
3”, "Астрономия” фирмы РуссБит – М, а также сеть
Интернет, где в свободном доступе находится
большое количество фотографий, видеофильмов
различных астрономических явлений.
Следует отметить, что при прохождении нового
материала по отдельным вопросам учащиеся
готовят презентации самостоятельно по заданным
заранее вопросам. Данные материалы можно затем
использовать для подготовки материалов
презентаций уроков или тестов.
Очень интересен, на мой взгляд, опыт
использования информационных технологий в
преподавании астрономии – защита
мультимедийных проектов на итоговой аттестации.
Хотелось бы поделиться опытом применения
информационных технологий на примере фрагмента
урока астрономии по теме "Инструменты и способы
измерения времени. Календарь”.
Приложение 1. Презентация.
Цели урока.
- Формирование системы понятий об инструментах
измерения, счета и хранения времени.
- Формирование научного мировоззрения в ходе
знакомства с историей человеческого познания, с
основными типами календарей и системами
летосчисления, политехническое и трудовое
воспитание при изложении материала о часах –
приборах для измерения и хранения времени,
календарях и системах летосчисления.
- Формирование умений решать задачи на расчет
времени и дат летосчисления и перевод времени из
одной системы хранения и счета в другую.
План урока.
- Проверка знаний и актуализация материала.
- Формирование понятий об инструментах для
измерения, счета и хранения времени.
- Формирование понятий об основных типах
календарей и систем летосчисления.
- Обобщение пройденного материала (проведение
самостоятельной работы с взаимоконтролем).
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Вопросы для проверки пройденного
материала:
- Дать определение времени.
- От чего зависит продолжительность суток и года?
- Как определяется Всемирное время?
- Чем обусловлено введение поясного времени?
Актуализация знаний, постановка проблемы.
Использование наглядных материалов (рисунки,
приборы для демонстрации).
Для конкретизации задачи используем наводящие
вопросы:
- Что Вы можете сказать о представленных
рисунках?
- Какие еще приборы для измерения времени Вы
знаете?
Когда учащиеся самостоятельно или с Вашей
помощью сформулируют проблему, повторяем
название темы урока: "Инструменты и способы
измерения времени. Календарь”. Подчеркиваем,
что инструмент для измерения времени – часы.
Виды часов
Простейшие хронометрические приборы |
Механические часы
|
- песочные
- огневые
- солнечные
- водяные
|
- механические
- кварцевые
- электронные
|
История развития часов – средств, для
измерения времени — одна из интереснейших
страниц борьбы человеческого гения за понимание
и овладение силами природы. Первыми часами было
Солнце. Первыми приборами для измерения времени
были солнечные часы, затем – экваториальные
солнечные часы.
Дальнейшее изложение материала представляет
собой продвижение по исторической лестнице
развития часов с использованием иллюстраций и
исторических сведений.
Такое постепенное продвижение позволяет
подвести учащихся к следующей части темы урока: "Календарь”.
Многовековая история человечества еще и
неразрывно связана с календарем, потребность в
котором возникла в глубокой древности. Календарь
позволяет регулировать и планировать жизнь и
хозяйственную деятельность, что особенно
необходимо людям, занимающимся земледелием. В
результате попыток согласования суток, месяца и
года возникли три системы календарей: лунные,
в которых хотели согласовать календарный месяц с
фазами Луны; солнечные, в которых стремились
согласовать продолжительность года с
периодичностью процессов, происходящих в
природе: лунно-солнечные, в которых хотели
согласовать и то и другое.
Данное введение позволяет обозначить три
основных вида календарей и привести примеры.
Используя таблицы "количество дней в месяцах”
различных календарей проводят сравнительный
анализ календарных систем, что также является
подготовкой к домашнему заданию.
Обобщая сведения, мы останавливаемся на одной
из проблем современности введении единого
Всемирного вечного календаря.
Дальнейшее развитие календарных систем
происходило путем разработки постоянных ("вечных”)
календарей. В настоящее время известны
постоянные календари самых различных устройств,
составленные как на короткие, так и на длительные
промежутки времени, позволяющие определять день
недели любой календарной даты юлианского или
григорианского календаря или сразу обоих —
универсальные календари. Все многообразие
постоянных календарей можно разделить на
календари аналитические — формулы различной
сложности, позволяющие по заданной дате
вычислять день недели любой прошедшей и будущей
календарной даты, и табличные — таблицы
различной конструкции, как с неподвижными, так и
с подвижными частями.
Для подведения промежуточного итога
используем словарь с записью новых понятий
введенных на данном уроке: календарь, эра, эпоха.
Для закрепления материала используем
самостоятельную работу ограниченную
минимальными временными рамками, которая
включает несколько несложных вопросов:
- В чем главная трудность составления любой
календарной системы?
- Существует ли разница в днях недели в старом и
новом стиле?
- Сколько лет прошло от начала сотого года нашей
эры до начала сотого года нашей эры?
Самостоятельная работа по прошествии времени
проверяется на местах соседом по парте,
используя правильные ответы, помещенные на
слайде, выставляется оценка и сдается учителю.
Ответы:
- В том, что естественные меры времени, которыми
люди вынуждены пользоваться, — год, месяц и сутки
— несоизмеримы между собой.
- Нет. Она должна была бы образоваться, но ее
постарались избежать.
- 199 лет.
Таким образом, все учащиеся получают отметку за
урок. Используются формы работы в паре.
После этого проводится обобщение материала с
использованием рефлексии в форме выражения
собственного отношения и понимания к
пройденному материалу. Данная форма завершения
урока позволяет каждому учащемуся осознанно
взглянуть на уровень понятого им материала.
В конце урока учащиеся получают домашнее
задание, которое можно дать дифференцированно,
причем, основываясь на собственном опыте, не
стоит проводить четкие границы, каждый выберет
самостоятельно. Такая форма позволяет получить
большой воспитательный эффект.
В заключении необходимо отметить, что
применение информационных технологий на уроках
и во внеурочной деятельности расширяет
возможности творчества учителя, учащихся,
повышает интерес к предмету, пополняя знания,
стимулирует освоение серьезных тем по
информатике.
Таким образом, использование компьютерных
программ, сети Интернет в процессе обучения
Астрономии, физики и других предметов позволяет
проводить урок наиболее содержательно,
интересно, наглядно, экономит время, позволяет
оперативно следить за новыми открытиями.
Желаю всем успеха!
|