«Природа не может перечить
человеку, если человек не перечит её законам».
Михаил Пришвин
Цель: углубить представления учащихся о ценности
природы для человека и роли человека в сохранении богатств природы.
Задачи:
- раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;
- развитие эмоционально — чувственного восприятия природы;
- воспитание заботливого и бережного отношения к природе
Ресурсы: фонограмма спокойной музыки природы;
рисунки элементов природы (дерево, солнце, лист, облако и т. д.),
глобус, три плакатных листа, маркеры, наушники, контуры детских ладоней
(по числу учеников).
Круг радости
Учитель предлагает детям встать в круг радости. Дети дарят друг другу
рисунки с элементами природы со словами, например: «Я дарю тебе этот
цветочек, хочу, чтобы всегда цветы нас радовали своей красотой…»
Минутка тишины
Под фонограмму мелодичной музыки со звуками природы учитель
предлагает учащимся закрыть глаза, расслабиться и послушать:
«С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя,
жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев. Это музыка природы,
музыка жизни. Умей слушать её, умей наслаждаться ею. И надо, научиться
человеку поступать так, чтобы не нарушать этой музыки, музыки природы.
Природа преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то
новое, удивительное. Нужно уметь видеть и слышать всё, что происходит
вокруг».
Миг
Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам —
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам —
Нечто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так —
И всё не так
Через одно мгновенье!
Р. Рождественский
— Откройте глаза и скажите, что вы видели, слышали, ощущали?
Цитата урока
Учитель обращает внимание на цитату урока:
«Природа не может перечить человеку, если человек не
перечит её законам».
Михаил Пришвин |
Какой смысл заключен в этих словах?
Чтение
Ученик в наушниках принял сигнал с другой планеты.
«Внимание! Внимание! Мы жители далёкой планеты Плутон, обращаемся
к вам. На нашей планете наступила экологическая катастрофа: идут
кислотные дожди, сточные воды попадают в водоёмы, погибла вся рыба.
Горят леса. Кислорода становится всё меньше и меньше. Погибают растения
и животные. Помогите нам спасти планету! Надеемся, что разум победит».
Учитель предлагает ребятам оказать помощь жителям планеты Плутон.
— Ребята, перед нами стоит ответственная задача. Необходимо помочь
жителям далёкой планеты Плутон.
Учитель предлагает детям разделиться на группы и придумать
фантастический проект, с помощью которого можно помочь жителям планеты.
Первая группа составляет проект по очистке воды и почвы.
Вторая группа составляет проект по защите растений и животных.
Третья группа составляет проект по очистке воздуха.
Творческая работа
Учитель раздает детям плакаты, маркеры разных цветов. Дети составляют
свои проекты и защищают их.
Беседа
- Как вы думаете, подобная проблема существует на нашей планете?
- Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня человек живёт
в гармонии с природой?
- Как вы думаете, можно ли восстановить гармоничные отношения
человека с природой?
- Попробуйте представить, что может произойти с природой лет
через десять, если человек будет продолжать свои губительные действия?
Рефлексия
Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе,
раздает детям контуры детских рук и предлагает написать на них, что бы
они сделали по защите окружающей среды. Ребята выходят к доске, читают
то, что они написали на контуре рук и располагают на доске по кругу,
в виде цветочка. Учитель обращает внимание детей на то, что своими
руками они вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут
на нашей земле и радуют нас.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель передают детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями.
Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу,
чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая
вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали
пение птицы и т. д.».
Учитель читает строки из стихотворения «Давайте будем
беречь!» Елены Васюковой:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами.
|