Цель Систематизировать имеющиеся
знания детей о природных зонах, расширить и
углубить их. Задачи: - Обобщить и проверить знания детей о
природных зонах России, особенностях
растительного и животного мира в связи с
природной зоной;
- Развивать внимание, логическое мышление,
фантазию детей, умение определять музыкальные
средства, передающие разнообразие природы;
- Воспитывать коллективизм, познавательный
интерес, умение получать удовольствие от
узнавания знакомого.
Оборудование: карта "Природные зоны
России”, карточки с изображениям животных,
гербарий, слайды с изображением природных зон,
тесты, звукозапись фрагмента симфонии П.
Чайковского, народной песни "Ах ты, степь
широкая”, "Весна” Свиридова, "Песня”
Жаворонка” Глинки, "Благословляю вас, леса”
Чайковского, портреты композиторов. Ссылка на приложение к уроку вверху страницы.
Ход урока
I. Мобилизующее начало
(Звучит фрагмент симфонии №4 П.И. Чайковского,
дети входят и садятся за столы)
Учитель музыки:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
(Смирнов)
– Как вы думаете, какому храму будет посвящен
наш урок? (храму природы).
П. Введение в тему.
Учитель музыки: Чтобы увидеть и
услышать красоту и разнообразие природы, мы с
вами совершим путешествие по нашей необъятной
Родине – России.
Огромные размеры страны не могли не отразится
на ее природе. И сегодня мы с вами поговорим об
особенностях природных зон России и образе
природы в музыкальных произведениях. У нас в
гостях корреспондент телепередачи "Окно в мир”
Шлыкова Е.П.
III. Работа по теме урока.
1. Определение по характерным признакам
природных зон.
Е. П. Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний выпуск
передачи "Окно в мир” по теме "Природные зоны
России” поручено провести мне вместе с вами. Нашей
редакцией было внесено предложение разделить
вас на микрогруппы, которые будут работать по
какой-то одной зоне. А какой, вы должны будете
определить сами.
а) Проекция слайда "Тундра” со словами:
Болотистая местность – прекрасное место для
комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают
этот край многочисленные птицы. Мхи и лишайники
господствуют всюду.
б)
Едешь, едешь, ширь да небо,
Точно нет им края,
И стоит вверху над нами
Тишина немая.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы
И опять в траве волнами
Ветра переливы.
1) Звучит песня "Ах ты степь широкая”
Учитель музыки: Что вы представили,
слушая эту песню? (Бескрайние степные просторы.)
– Как народ музыкой передал особенности
степной зоны? (Широкий диапазон, распевы,
динамика, слова.)
Слайд "Степь” со словами:
С приближением лета с каждым днем становится
все жарче. Лучи горячего солнца выпивают
последнюю воду из почвы и растений. Вот пронесся
горячий суховей и нет уже цветов, нет яркой травы
– пожелтела, выгорела
2) Русская песня всегда отражала окружающую
жизнь, природу России, её
пейзажи. Мир русской песни – поля и степи, дубы и
березы, весь просторный русский пейзаж.
в) Слайд "Арктические пустыни” со словами:
Полгода здесь день и полгода здесь ночь. Всюду
снега и льды. Солнце даже летом почти не
поднимается над горизонтом (Таблица)
Учитель музыки: В нём уникальное
сочетание царства листвы, трав, цветов, ароматов,
ягод, грибов, речек, озёр, насекомых, птиц, зверей
(на фоне музыки Свиридова "Весна”).
Продолжить фразу "Нет ничего милее, бродить и
думать здесь; излечит, обогреет, накормит русский
(лес).
Какие звуки леса передал композитор в своём
произведении? (шелест листвы, пение птиц).
Слайд "Лес” со словами:
Широко раскинулся на карте нашей Родины
зеленый океан. Плещутся в этом огромном океане
белоствольные березовые рощи, темные сумрачные
ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные
дебри. Его называют зелеными легкими нашей
планеты
Слайд "Пустыни” со словами:
Здесь хорошей погодой считаются дождь и
пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев.
Животные днём спасаются от жары в глубине песка,
а охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы
из песка (пустыня табличка)
2. Географическое положение и климат природных
зон.
Е. П. Наша передача идёт по рубрикам.
Итак, рубрика "Давайте познакомимся”.
Каждая группа должна охарактеризовать
географическое положение и климат природной
зоны (рассказы детей)
1. Животный и растительный мир.
Следующая рубрика "В мире животных”. Вам даны
конверты с изображением животных. Необходимо
выбрать представителей своей зоны и поселить на
карту. Назвать недостающих.
Звучит фрагмент "Песня жаворонка”, Глинки
Учитель музыки: Какое произведение
вы прослушали? Какими средствами музыкальной
выразительности композитор изобразил эту
невзрачную птичку? (Трели, высокие звуки,
динамика.)
В какой природной зоне обитает этот певец? Как
вы думаете, какие из прослушанных сегодня
произведений точно отражают особенности нашего
края – Оренбуржья?
2. Рубрика "Мир растений”.
На столе лежит гербарий. Ваша задача – найти
растения своей зоны и назвать недостающие,
коротко сказав об особенностях.
(Звучит фрагмент симфонии № 4 П.И.
Чайковского)
Как вы думаете, почему именно сейчас звучало
это произведение? (Тема Родины, народа, природы.
Береза – символ России).
3. Рубрика "Я все знаю!”
Ваша задача – быстро ответить на вопросы теста,
подчеркнув правильный ответ. Ребята. А где мы
можем повстречать сразу несколько зон?
4. Рубрика "Береги природу!”
Вами отобран и оформлен материал о нетронутых
человеческой деятельностью первозданных
участков природных зон. О каких заповедниках вы
узнали?
Немало животных и растений на грани
исчезновения. В какой книге перечислены
исчезающие виды животных и растений? (Красная
книга).
Ее обложка красного цвета, и цвет этот выбран не
случайно. Красный цвет – сигнал тревоги и
опасности.
Назовите, каких животных и растения, внесенных
в Красную книгу, вы знаете, и зону их обитания.
IV. Итог урока
Сегодня мы с вами создали общую картину
природных зон России. Произведения каких
композиторов звучали на уроке? Почему?
Природа – бесценный дар: все времена, все
поколения несли ей свою благодарность.
"Благословляю вас, леса!” – романс П.И.
Чайковского на стихи А. Толстого звучит как гимн
высшей любви, на которую способен человек -любви
ко всему живому.
Звучит романс "Благословляю вас, леса”.
Передача "Окно в природу” заканчивает свою
работу. В ней приняли участие Красильникова
Наталья Леонидовна,— музыкальный редактор,
технический редактор Чмерев Сергей Николаевич,
кинорежиссер Шаповалов Владимир Павлович,
передачу провела я, Шлыкова Екатерина Петровна,
главный редактор передачи.
I ВАРИАНТ
1. Северное сияние – явление, характерное для
природной зоны:
А) Пустынь
Б) Степей
В) Лесов
Г) Арктических пустынь
2. Густой хвойный лес называют
А) Смешанным
Б) Степью
В) Тайгой
Г) Тундрой
3. Места с довольно пышной растительностью в
пустыне – это ..
А) Оазисы
Б) Миражи
4. "Многоэтажность” растений можно встретить в
... лесу
А) Широколиственном
Б) Тайге
В) Смешанном
5. Корни растений очень глубоко проникают в
почву зон:
А) Степей
Б) Тундры
В) Пустынь
Г) Лесов
6. Огромное количество грызунов в зоне:
А) Степей
Б) Арктики
В) Лесов
Г) Пустынь
II ВАРИАНТ
1. Дождь зимой – явление, характерное для
природной зоны
А) Пустынь
Б) Степей
В) Лесов
Г) Тундры
2. Теплолюбивые породы лиственных деревьев
образуют леса:
А) Смешанные
Б) Лиственные
3. Богатые перегноем почвы находятся в зоне
А) Лесов
Б) Пустынь
В) Степей
Г) Арктики
4. Стволы растений приземистые и стелющиеся в
зоне:
А) Тундры
Б) Лесов
В) Арктики
Г) Пустынь
5. Листья растений часто похожи на колючки в
зоне:
А) Пустынь
Б) Арктики
В) Тундры
Г) Лесов
6. Животные ведут ночной образ жизни в зоне:
А) Лесов
Б) Пустынь
В) Степей
Г) Тундры
|