1. Чистописание.
Помимо прописывания букв и соединений полезно предложить для
списывания строки:
Проснешься утром - всё кругом бело. Земля словно нарядилась
в ослепительно-белое праздничное платье.
Уместно провести словесное рисование, устное продолжение
этого отрывка в стиле автора. Можно обсудить орфограммы, встретившиеся при
написании фраз. Далее учитель обращает внимание детей на слова "проснешься”,
"нарядилась”, "ослепительно-белое”.
- Что общего можно заметить у этих слов? ( Один из ответов:
во всех трех словах есть приставки.) Выделить приставки.
2. Мотивация.
Предложить детям два варианта определения понятия
"приставка”:
а) приставка часть слова, которая стоит перед корнем и
служит для образования новых слов;
б) приставка - значимая часть слова, которая стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.
Учитель: Представьте, что вы - авторы нового создаваемого
учебника по русскому языку для второклассников. Как вы думаете, какое
определение из двух предложенных выбрать для своей книги? Какое определение
точнее?
Выслушать детей и подчеркнуть, что мнения разошлись.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы разрешить спор? Что нам
нужно уточнить, еще узнать о приставках?
Выслушать вопросы детей, выбрать наиболее существенные,
записать их и прикрепить на доске.
Сформулировать цель исследования: уточнение имеющихся знаний
о приставке, её особенностях. В качестве материала к исследованию мы
воспользуемся глаголами из текста.
3. Фронтальное исследование.
Предложить детям выписать глаголы из текста диктанта,
выделить приставки.
Вариант диктанта:
Раннее зимнее утро. Мама и я выходим из дома. Как красиво
вокруг! Впереди - заснеженная тропинка. Вот мы входим в лес, подходим к высокой
сосне. Как прекрасна она в зимнем наряде! Мы переходим через овраг. Там
колхозная ферма. Обходим ее и снова в лес. Березки словно сказочные. Мы доходим
до сторожки лесника.
4. Формулирование первичного вывода.
Необходимо обсудить и выписать на доске все глаголы.
Учитель: 1) Одинаковы ли эти слова по смыслу?
2) Какая часть изменяет смысл слова, влияет на его значение?
3) Что такое приставка? Для чего служит?
Учитель: Достаточно ли использование одного слова для
формулирования вывода? Давайте проверим верность нашего предположения, используя
другие слова. Можно предложить детям образовать от данных слов глаголы с
разными приставками, обсуждая каждый раз изменение значения слова. Предлагаемые
глаголы: вернуть, ползти, тащить, говорить.
5. Уточнение определения.
Оставить на доске уточненное определение, выслушав аргументы
в пользу этого определения.
6. Подведение итогов.
Вернуться к гипотезам, высказанным в начале занятия.
7. Применение.
В качестве применения полезно предложить детям рассказ, в
словах которого пропущены приставки. Задача детей: обдумать, какая приставка
больше подходит по смыслу, аргументировать выбор. |