Цели:
а) образовательные:
- познакомить с "человеком - загадкой”, его
литературным наследием – притчами;
- сопоставить басни И.А.Крылова с притчами, найти
сходство и различие, уметь разгадывать смысловую
нагрузку слова, выражения, предложения;
- мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
- учить анализировать факты, явления с
последующим выводом, сопоставлять и выделять
главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую
культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения,
благородство помыслов и поступков, уважение,
терпимость друг к другу.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Леонардо да Винчи и И.А. Крылова.
2. Репродукция картины Леонардо да Винчи "Мона
Лиза”.
3. Выставка книг о Леонардо да Винчи, произведений
И.А.Крылова.
4. Сопоставительная таблица: Поучения Леонардо да
Винчи Морали басен И.А.Крылова.
5. "Радуга настроений”.
6. Выставка рисунков детей: "Наши любимые
персонажи притчей Леонардо да Винчи и басен
И.А.Крылова”.
Ход урока
1. Оргмомент. Мотивации. Подготовка к восприятию
темы.
Вступительное слово учителя:
Мы закончили изучение творчества И.А.Крылова.
Дайте определение басни.
Закончите мою мысль:
- Мораль басни – это....
- Аллегория – это....
- Вспомните строчки басен, заключающие в себе
мораль. (Дети приводят примеры)
У басни есть родственница – это притча.
Толкование лексического значения слова по
словарю. Запись определения в тетрадь. (Притча -
небольшой рассказ, в иносказательном виде
заключающий моральное (или религиозное)
поучение).
Ребята, обратите внимание на репродукцию.
Знаете ли вы название картины и её автора? (В
зависимости от ответов детей строится рассказ о
картине и её авторе)
Обращая внимание на рисунок – автопортрет
Леонардо, учитель рассказывает о нём.
Посмотрите, какое благородное лицо этого
человека, как горда посадка головы, как
пронзителен взор. Именно таким был Леонардо да
Винчи, о котором один из современников писал:
"Его физическая красота превосходила всякую
похвалу, во всех его жестах была более чем
бесконечная грация, он обладал талантом столь
полным и сильным, что все трудности, встававшие
перед его умом, разрешались с легкостью. Его
громадная сила сочеталась с ловкостью, его
сердце и чувства отличались всегда царственным
благородством. Поистине удивительным и небесным
был Леонардо, сын Пьеро да Винчи…” (Приложение
1).
Итак, определите тему сегодняшнего разговора
на уроке.
Тема урока: "Притчи Леонардо да Винчи в
сопоставлении с баснями И.А.Крылова”
С фактами биографии И.А.Крылова, его
творчеством мы знакомились на протяжении
последних уроков.
С талантом Леонардо да Винчи встречаемся
впервые. И как гостю, кому мы уделим на уроке
больше внимания.
Цели урока:
- закрепить знания по изученной теме: "Басни
И.А.Крылова”;
- сравнить басни И.А.Крылова и притчи Леонардо да
Винчи, найти общие и отличительные признаки.
Итогом вашей практической деятельности должно
стать следующее:
- знакомство с притчами и новыми баснями
И.А.Крылова;
- заполнить таблицу по ходу урока: "Поучения
Леонардо да Винчи. Мораль басен Крылова И.А”;
- свои чувства от прочитанного, услышанного на
уроке отразить в " Радуге настроения”.
Но прежде, чем начать общение, вспомним Правила
общения.
Какие из них вы возьмете с собой на урок?
2. Изучение нового материала
Итак, кто он – Леонардо да Винчи?
После прослушивания сообщений детей прошу
ответить на вопрос: Какие факты из жизни человека
- легенды вас поразили? (Материалы для сообщений
уч-ся прилагаются)
Вывод учителя: Да, воистину, личность
Леонардо да Винчи незаурядна. Талант его пережил
века. Прошло 556 лет со дня его рождения, но
разговоры о тайне его таланта не умолкают и по
сей день.
И те притчи, с которыми мы сегодня познакомимся
– это одна из попыток человека понять самого
себя. Попытка, сделанная Леонардо...
Притчи Леонардо носят светский характер, они
отражают духовный опыт не только автора, но и
всей эпохи Возрождения.
Знакомство с литературным творчеством
Леонардо предлагаю начать с притчи "Лев и
ягненок ”, сопоставив ее с басней И.А.Крылова
"Волк и ягненок”.
Выразительное чтение притчи и басни
учащимися (Примечание: тексты притч
приводятся полностью).
Лев и ягненок.
Однажды голодному льву подбросили в клетку
живого ягнёнка. Малыш был настолько наивен и
добродушен, что ничуть не оробел при виде царя
зверей. Приняв, видимо, его за свою маму,
несмышлёныш подошёл к грозному зверю, ласково
заблеял и уставился на него широко раскрытыми
ясными глазами, полными безграничной любви,
кротости и восхищения. Лев был обезоружен такой
доверчивостью и не посмел растерзать ягненка.
Недовольно ворча, он так и заснул в тот раз
голодным.
Вопросы для беседы после знакомства с
содержанием произведений:
- В чём сходство описанных ситуаций?
- Почему авторы выбрали именно ягнёнка, который
противостоит аллегорическому изображению силы и
свирепости?
- Чем отличаются эти произведения?
- Как понимаете выражение: "...не посмел”?
Вывод. Есть вещи, через которые переступать
нельзя. Нельзя обманывать доверие, нельзя
отвечать злом на добро, открытость, ласку.
- А поступок льва – это проявление силы или
слабости? (Выслушивания мнения учащихся)
Инсценировка притчи " Горностай "Леонардо да
Винчи и басни И.А.Крылова "Ворона и лисица”
Горностай.
Однажды, когда лисица была занята трапезой,
мимо пробегал горностай в своём великолепном
одеянии.
- Хочешь отведать, приятель? Не стесняйся!-
предложила ему насытившаяся и подобревшая
лисица.
- Благодарю покорно, – с достоинством отвечал
горностай,- но я уже пообедал.
- Ха, ха, ха! – засмеялась та, – Скромнее вас,
горностаев, не сыскать других животных на земле.
Какие же вы чистюли! Просто диву даешься. Едите
раз в день и предпочитаете голодать, лишь бы не
замарать свою шубу.
Вдруг откуда ни возьмись появились охотники.
Рыжая молниеносно скрылась – только её и видели,
а горностай стремглав помчался к своему укрытию.
Но солнце успело растопить снег, и его норка,
ещё утром такая опрятная и ухоженная, заплыла
грязью. Белоснежный горностай несколько
замешкался, стараясь не запачкаться, и вот тут
охотники сразили его наповал.
Умеренность служит надежной защитой от
пороков. И гордый горностай предпочитает скорее
погибнуть, нежели запятнать свою чистоту.
Вопросы:
- Почему притча названа лишь по имени одного
героя? (Лиса, традиционно символизирующая
хитрость, предстаёт ещё и беспринципной. В притче
этот образ служит всего лишь контрастом, который
должен подчеркнуть достоинство горностая,
который, олицетворяя собой чистоту и
благородство, во многом отражает мечты самого
Леонардо – слишком часто им приходилось
разбиваться о неумолимые законы
действительности)
- На чьей стороне симпатии авторов? А ваши? (Выслушивание
мнения детей).
Вывод: Важны чистота помыслов и
благородство поступков.
Мини-спектакль. Представление произведений
"Стрекоза и муравей” И.А.Крылова и притчи
"Пчела и трутни ” Леонардо.
"Пчела и трутни”
- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала
как-то рабочая пчела, урезонивая трутней,
летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не
работать. Постыдились бы!
Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы
впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья,
мал, да удал. Все лето работает в поте лица,
стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не
за горами. – Нашла кого ставить в пример! –
огрызнулся один из трутней, которому наскучили
наставления пчелы. – Да твой хвалёный муравей
губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит
каждую мелочь в свой муравейник. Бездельника
хлебом не корми, дай порассуждать, да и в умении
очернить других ему не откажешь. Он всегда готов
найти оправдание собственной никчемности.
Вопросы для беседы:
- Каких героев можно назвать скромными
тружениками?
- Как в басне жизнь наказала стрекозу?
- Как относится автор к трутням?
Вывод: Автор притчи осуждает трутней не
столько за его безделье, сколько за попытку
очернить другого, причём работающего. Наиболее
безнравственным является стремление унизить,
обезличить труженика, оправдывая этим
собственную никчемность.
- Актуальна ли эта аллегория в наше время? (рассуждения
детей)
Знакомство с притчей "Жаждущий осел” (текст
на каждом столе)
В положенное время осёл пришёл на водопой. Но
утки на пруду так раскрякались и разыгрались,
хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла
мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и,
отойдя в сторону, принялся терпеливо ждать.
Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли
прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё
мутная. И он опять отошёл с понурой головой.
- Мама, почему же он не пьёт? – спросил
любопытный лягушонок, заинтересовавшись
поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к
пруду и уходи ни с чем.
- А всё потому, – отвечает мама лягушонка, – что
осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к
грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода
не очистится и не будет прозрачной.
- Ах, какой же он упрямый!
- Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько
терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов
сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его
величает всяк, кому не достаёт выдержки и
терпения.
- Каким предстаёт перед читателем осёл?
- Нарушил ли Леонардо устойчивое представление
об осле как символе упрямства?
Выводы: Терпеливость, достоинство сродни
гордости горностая, уважение к самому себе,
умение претерпеть ради достижения цели, верность
этой цели – именно этим содержанием наполнен
хорошо вроде бы известный аллегорический образ у
Леонардо.
3. Закрепление изученного.
- Чем отличается притча как литературный жанр
от басни?
- Каким предстаёт Леонардо да Винчи в своих
притчах?
- Какие аллегорические образы запомнились и
почему?
- В чём, по-вашему, сходство и различие между
баснями И.А.Крылова и притчами Леонардо да Винчи?
- Чьи выступления вам понравились и почему?
- Какие жизненные уроки мудрецов вы бы взяли для
себя? (Выслушиваются мнения детей).
4. Иллюстрирование понравившихся притч и
басен.
5. Подведение итогов. Оценки, комментирование.
Проверка выполнения практической части урока.
Какие поучения великих людей вы считаете для
себя значимыми и почему? Анализ таблиц.
- Какие цвета преобладают в ваших "Радугах
настроения?” Почему? -
Выставка иллюстраций детей.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра:
"Жизненные уроки И.А.Крылова и Леонардо да
Винчи”.
Приложение
2 Приложение
3
|