"Обучение – это ремесло,
использующее бесчисленное
количество трюков».
Д. Пойа
Цель:
выявить уровень подготовленности по математике каждого
учащегося
Задачи: образовательная:
формирование
знаний о жизни и деятельности знаменитых
математиков;
развивающая:
формирование
умения работать с тестами; развитие памяти.
воспитательная:
воспитание
чувства ответственности.
Тип занятия (по форме проведения): контроль знаний по
математике.
Оборудование: портреты Пифагора, Платона, Гаусса,
Лобачевского,
Ковалевской и др.; бланки с заданиями числового субтеста Айзенка; плакат
«Области деятельности специалиста математика».
Структура занятия.
Этапы
занятия
|
Содержание изучаемого материала
|
Методические рекомендации
|
I этап
Организационный
момент.
|
Цель:
выявить уровень подготовленности
по математике каждого учащегося
|
Ознакомление
с темой занятия, постановка цели.
|
II этап
Профессия
– математик.
|
Математику
учат все. В какой-то мере каждый человек ее знает. Математические
знания,
полученные в школе, обеспечивают несложные потребности повседневной
жизни и
некоторых профессий. Для большинства же профессий требуется
дополнительная
подготовка.
Что
же относится к деятельности математика в областях определяемых его
специальностью? Это в основном один из четырех видов деятельности:
Работа
в отраслевых, специализированных научно-практических организациях
(НИИ, КБ,
научно-производственных центрах и т. п.) разнообразных направлений.
Работа
в вычислительных центрах.
преподавание
математики.
исследование
теоретических объектов самой математики и разработка методов решения
задач,
при этом возникающих.
|
Главное
на этом этапе, дать представление о том, в чем состоит профессия
математика,
какие стороны деятельности людей она охватывает.
|
III этап
Парад
математиков.
(проверка
домашнего задания и введение нового материала).
|
Пифагор. Я,
Пифагор. Родился на острове Самос еще во второй половине VI века
до вашей эры. В юности ездил учиться,
совершил путешествие на восток, в том числе в Египет и Вавилон,
познакомился
с восточной математикой и астрономией, изучил негреческие
религиозно-культовые традиции. Организовал школу, где пифагорейцы
познавали
науки.
Платон. Я, Платон Афинский. Родился в 427 году до вашей эры.
Живу в Греции. Считаю себя философом. Мой отец, Аристон, происходил из
рода
последнего афинского царя. Я рано познакомился с философией благодаря Сократу. Совершил путешествие в Италию, на
Сицилию, в Афины. Моя заслуга – это геометрия, недаром перед входом в
организованную мной академию была надпись «Сюда не должен входить
никто, не знающий
геометрии».
Карл Гаусс. Меня зовут Карл Фридрих Гаусс. Я родился в 1777
году в Германии, в городе Брауншвейге,
в семье водопроводчика. Мои способности к математике были замечены
рано,
поэтому меня отдали учиться. Я сумел сделать много работ по
теоретической и
прикладной математике.
Лобачевский. Я, Николай Иванович Лобачевский, родился 1
декабря
1792 года в Нижнем Новгороде. Отец мой умер, когда мне было всего 5
лет. Мы
переехали в Казань и я стал учиться в гимназии. Прошло много лет, и
стал
ректором Казанского университета. Я открыл другую геометрию, которая
отличается от геометрии Евклида. Например, в геометрии Лобачевского
параллельные прямые пересекаются.
Ковалевская. Разрешите
представиться, Софья Васильевна Ковалевская, родилась 15 января
1850
года в Москве в семье богатого помещика генерала Круковского. Много
десятилетий ученых всего мира привлекала задача о вращении твердого
тела
вокруг неподвижной точки. Но задача не поддавалась решению. Парижская
академия наук несколько раз объявляла конкурс, была назначена премия. В
1888
году на конкурс было представлено 15 работ. Одна из них шла под
девизом
«Говори, что знаешь, делай, что должен, будь, чему быть» - была
необыкновенной. Жюри решило увеличить размер премии. Когда вскрыли
пакет, то
узнали, что автором была молодая русская женщина, т. е. я, Софья
Васильевна
Ковалевская.
|
Представить
учащимся сведения о математиках в занимательной форме в виде парада.
Сообщения
готовятся учениками заранее по предложенной учителем литературе.
Заранее подготовленные
ученики показывают
портрет математика, представляются им, и от его имени рассказывают об
интересных фактах жизни. Сменяют друг друга как на параде.
После
всех выступлений учитель может привести свои примеры из жизни великих
математиков.
|
IV этап
Экспресс
– опрос.
|
Чтобы
проверить, как насколько усвоен данный материал, провести небольшой
экспресс
– опрос по вопросам:
1) Кто из выдающихся
русских математиков ослеп
в 13 лет, и все свои выдающиеся труды по математике создал, будучи
слепым?
(Л.
С.
Понтрягин)
2)
Назовите первую женщину-математика, которая начинала учить математику
по
«обоям» в своей комнате.
(С. В. Ковалевская)
3) Какой великий русский
поэт очень любил
математику и при переездах брал с собой учебник математики?
(М.Ю.Лермонтов)
4) Знаете ли вы
гениального французского
математика, отдавшего в возрасте 22-х лет жизнь за Республику Франция,
который
написал в ночь накануне своей гибели 60 страниц алгебраических
уравнений,
сделавших его одним из величайших математиков всех времен?
(Эварист Галуа)
Труды
этого математика долгое время
были почти единственным
руководством по
геометрии. Однажды царь обратился к нему, нет ли более краткого пути
для
познания науки математики, чем изучение его трудов. На это ученый
ответил,
что «в математике нет царской дороги». Кто этот математик?
(Евклид)
|
Чтобы
проверить, как насколько усвоен данный материал, провести небольшой
экспресс
– опрос по вопросам. Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель
дает
правильный ответ и немного комментирует его, т. е. дополнительно
рассказывает
о данном ученом.
|
V этап
Диагностика
интеллектуальных способностей (математика).
Вычисление
«коэффициента интеллектуаль-ности».
|
Числовой субтест Айзенка.
ИНСТРУКЦИЯ: за 30 минут
следует решить как можно больше задач субтеста. Если какая-либо задача
не
решается быстро. Ее можно временно пропустить и приступить к решению
следующей задачи, так как, в конечном счете, учитывается только общее
число
правильно решенных задач за отведенное время (приложение 5).
|
Для диагностики
интеллектуальных
способностей подростков можно использовать тест Айзенка. Предлагается
использовать лишь один субтест из восьми, содержащихся в данном тесте.
На
выполнение субтеста потребуется30 минут времени. Субтест представляет
из себя
серию усложняющихся заданий, с помощью которых можно оценить
интеллектуальные
способности подростков.
Задания
субтеста раздаются каждому ученику.
|
VI этап
Подведение
итога.
Домашнее
задание.
|
Учителю
сделать анализ работ учеников, которые
быстрее других справились с заданием.
Вычислить
для этих ребят «коэффициент интеллектуальности».
100
очков – нормальный результат,
125
очков – хороший,
130
очков – замечательный.
Домашнее
задание.
Принести
из дома различные справочники по математике и дополнительную
литературу по
школьному курсу.
|
Подвести
итог занятию можно, проанализировав несколько работ учащихся по тесту.
Правило вычисления
«коэффициента
интеллектуальности»:
верно
7 заданий – КИ = 90, дальше за
каждые 4 задания вы получаете еще по 10 очков.
Задание
не является обязательным, т. к. не все располагают такой литературой. |
|