I. Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в секретарское
дело», рассчитанный преимущественно на девушек,
рассматривается в нашем образовательном
учреждении как пропедевтический по отношению к
планируемой на старшей ступени обучения
профессиональной подготовке, связанной с
овладением профессии секретаря. Разработка
подобного курса продиктована, таким образом,
необходимостью обеспечить преемственность
содержания обучения технологии с овладением
основами несложной профессией на старшей
ступени средней школы, что соответствует идеям,
заложенным в Концепции профильного обучения.
Курс составлен с учетом личных особенностей
учащихся, их желания познакомиться именно с этой
профессией.
Предлагаемый элективный курс – ориентационный.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов,
ориентированных на получение профессий в сфере
управления.
Целью реализации программы элективного
курса является содействие
- самоопределению учащихся, формированию их
профессиональной зрелости;
- в освоении основ знаний по профессии;
- успешной адаптации девушек к современному
рынку труда в условиях конкуренции за рабочие
места в деловой сфере и управленческой
деятельности.
Задачи реализации курса состоят в том,
чтобы учащиеся:
- составили первоначальное представление о
профессии секретаря;
- освоили понятия, характеризующие
профессиональную деятельность секретаря;
- определили пути и способы развития своих
познавательных и личных возможностей в
контексте профессионального самоопределения;
- имели возможность для самоанализа и развития
самооценки (рефлексии) в отношении
профилирующего направления собственной
деятельности.
Для оценки факторов профессиональной зрелости
на первом занятии и в конце обучения проводится
опрос «Профессиональная пригодность».
Полученная по результатам анкетирования разница
в баллах будет свидетельствовать о произошедших
переменах. На последнем занятии учащимся
предлагается опросник, цель которого развитие
рефлексии: выяснить, чем помог им данный
элективный курс, оправдались ли их ожидания,
насколько изменилась их самооценка.
Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы
работы подобраны в соответствии с задачами
каждого занятия. В ходе реализации программы
применяются:
- методы активного обучения (групповые дискуссии,
экскурсии, ролевые игры, работа в группах,
практические работы),
- диагностические методы (анкетирование, опросы)
для отслеживания динамики профессиональных
намерений и успешности учащихся.
Ожидаемым результатом проведения
элективного курса для 9-классников станет
осознанная оценка учащимися эффективности
курса, а также формулировка индивидуальной
задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
II. Учебно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Наименование темы |
Кол – во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Деловая игра «Кадровый вопрос.
Знакомство с профессией секретаря». |
|
1 |
2 |
Значение документационного
обеспечения управления в современных
экономических условиях. Основные понятия и
определения. Классификация документов. |
1 |
|
3 |
Экскурсия в приемную руководителя
школы.
Знакомство с порядком документного обеспечения
и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная
карточка» |
|
1 |
4 |
Оформление реквизитов. Стилистика
деловой документации. Форматы бумаги и поля
ГОСТ Р.6 30 – 2003
Практическая работа: «Построение формуляра –
образца с угловым и продольным расположением
реквизитов». |
1 |
1 |
5 |
Реквизиты, придающие документам
юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра
документа». |
1 |
1 |
6 |
Требования к тексту документа. Нормы
официального стиля. |
1 |
|
7 |
Резюме, заявление, автобиография,
анкета.
Практическая работа: «Составление
автобиографии». |
1 |
1 |
8 |
Деловое письмо. Этикет деловой
переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного
письма». |
1 |
1 |
9 |
Прием посетителей, беседа. Проведение
приемов. |
0,5 |
0,5 |
10 |
Взаимоотношения с руководителем и
сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой
этикет. Визитная карточка. Подарки. |
1 |
1 |
11 |
Знакомство с учебными заведениями
начального и среднего профессионального
образования, которые готовят выпускников школ по
специальности «секретарь». Анкетирование. |
0,5 |
0,5 |
12 |
Ролевая игра. Опрос. |
|
1 |
|
|
8 |
9 |
|
Итого |
17 часов |
III. Содержание программы
Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми
профессиями на рынке труда. Профессии в сфере
управления: секретарь-референт,
секретарь-машинистка, администратор гостиницы,
делопроизводитель, диспетчер, сотрудник
справочной службы. Составление
профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного
обеспечения управления в современных
экономических условиях. Основные понятия и
определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с
необходимостью документирования управленческой
информации, с важностью правильной организации
документационного обеспечения в организации,
учреждении и на предприятии независимо от формы
собственности, с соотношением понятий
«информация» и «документ», с многообразием
документов; изучить основные термины и
определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную
руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком
документного обеспечения и правилами
обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная
карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов.
Стилистика деловой документации. Форматы бумаги
и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение
формуляра – образца с угловым и продольным
расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с
основным нормативным документом,
регламентирующим правила оформления
управленческих документов; формировать навыки
построения простейших деловых бумаг и
документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие
документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра
документа».
Задача: Ознакомить с понятием
«реквизит» и видами формуляра – образца, с
правилами оформления реквизитов; развивать
практико-ориентированные навыки в работе с
документами.
Тема 6. Требования к тексту документа.
Нормы официального стиля.
Задача:Ознакомить учащихся с видами
бланков, способами изготовления бланков, с
требованиями, предъявляемыми к текстам
официальных документов.
Тема 7. Резюме, заявление,
автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление
автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами
документации по личному составу, научить
составлять и оформлять резюме и др. документы,
приказы по личному составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой
переписки.
Практическая работа: «Оформление
служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами
служебных писем, требованиями к тексту служебных
писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая
беседа. Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с
особенностями работы секретаря в приемной,
сформировать навыки ведения деловых разговоров.
Тема 10. Взаимоотношения с
руководителем и сослуживцами, с посетителями.
Этика. Речевой этикет. Визитная карточка.
Подарки.
Задача: Сформировать представление о
внешнем виде секретаря, культуре рабочего места,
культуре поведения. Провести групповую
дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями
начального и среднего профессионального
образования, которые готовят выпускников школ по
специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихся с
учебными заведениями региона, готовящих
учащихся по специальности «секретарь». Провести
анкетирование «Профессиональная готовность».
Тема 12. Самоотчет учащихся по
предложенным заданиям. Опрос, основная цель
которого – рефлексия.
IV. Формы контроля и методы оценки знаний
учащихся:
Формы текущего контроля:
- результаты выполнения практических работ;
- диагностические методы (анкетирование, опросы)
Форма итогового контроля: ролевая игра
(профессиональная проба)
Задания для самостоятельной работы
(по окончании курса):
- Составление и оформление (служебного письма,
резюме, анкеты)
- Ролевая игра: «Ведение деловой беседы»;
- Ролевая игра: «Проведение презентации»;
- Ролевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на
работу»;
- … темы, заявленные участниками курса.
По итогам изучения курса учащиеся получают
«зачет», включающий в себя суммарную отметку за
выполненные задания и учитывающие изменения в
личностном (профессиональном) росте учащихся.
Учащимся, получившим «зачет», выдается
свидетельство установленного образца.
Критерии успешного освоения программы:
- результаты выполнения текущих практических
работ и профессиональных проб, демонстрирующих
умения учащихся;
- результаты анкетирования и опроса,
демонстрирующие изменения в личностном
(профессиональном) росте учащихся;
- формулировка индивидуальной задачи по выбору
дальнейшего профиля обучения.
V. Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
- Порядок документного обеспечения.
- Основы этики и эстетики, включая правила
делового общения.
- Особенности подготовки и оформления отдельных
видов документов.
- Требования, которые предъявляет профессия
секретаря к личности кандидата.
Учащиеся должны уметь:
- Составить один или несколько видов документов.
- Представить в виде ролевой игры один из видов
профессиональной деятельности секретаря.
|