Цель: выявить уровень профессиональной
готовности учащихся 8 класса к самостоятельному
выбору профессии и продолжению обучения в
системе непрерывного профессионального
образования.
Задачи:
Обучающие: обобщение изученного материала по
теме "Профессиональное самоопределение”,
составление логической цепочки "Хочу - Могу -
Надо”, знакомство с профессиограммами, анализ
различных видов профессий и требований
профессий к человеку.
Развивающие: развитие креативного мышления и
интеллекта, развивать умения задавать наводящие
вопросы и анализировать ответы, развивать навыки
работы в группах, закрепление понятий в игровой
форме.
Воспитательные: воспитание у учащихся любви
и уважения к различной трудовой деятельности.
Социализирующие: помочь учащимся
ориентироваться в огромном мире профессий,
подготовить их к осознанному выбору профессии и
путям профессионального образования, обучение
ребят общению и взаимодействию.
Используемые методы: работа в группах,
интерактивные формы обучения, использование
ролевых игр.
Возраст учащихся: 8 класс.
Ход урока
Одним из важных условий эффективной
организации урока считаю правильное
комплектование групп из 4-5 человек с учетом
межличностных отношений. Преимущество такой
работы вижу в том, что ученик учится высказывать
и отстаивать своё мнение, прислушиваться к
мнению других, сопоставлять, сравнивать свою
точку зрения с точкой зрения других.
Вырабатываются навыки самоконтроля и контроля
за действиями других, формируется критическое
мышление. Если в классе сложились
взаимоотношения доброжелательности, то
предлагаю деление на группы при помощи
разноцветных треугольников (например: жёлтый,
зелёный, красный). Учащиеся, выбравшие
треугольники одного цвета и являются одной
рабочей группой. При повторении такого метода на
уроках можно предлагать выбор либо фигур одного
цвета ( треугольник, квадрат, круг, ромб и так
далее), либо одну фигуру (например треугольник)
разных цветов. Это поможет варьировать группы
разного состава.
Функции учителя: объяснение цели предстоящей
работы, раздача заданий для групп, попеременное
участие в работе групп без навязывания своего
мнения, побуждая к активному поиску, делать
выводы о работе группы
Домашнее задание: повторить терминологию по
изученной теме, уровни профессиональной
подготовки, ошибки и затруднения при выборе
профессии, классификацию трудовой деятельности,
сферы и отрасли трудовой деятельности,
содержание профессиограмм.
Этапы урока
I. Разбивка учащихся на группы
II. Разминка:
- головоломка,
- ребус,
- словослов "личность”,
- "пойми меня”
- составь термин
(Смотри приложение)
Подведение итогов разминки
|
головоломка |
ребус |
Словослов "личность” |
"Пойми меня” |
Составь термин |
Количество баллов |
1 красные |
|
|
|
|
|
|
2 зелёные |
|
|
|
|
|
|
3 жёлтые |
|
|
|
|
|
|
Работа в группах
Вопрос. Какими тремя словами можно
определить выбор профессии?
Ответ. Хочу. Могу. Надо.
Задание: составить логическую цепочку,
объяснить что обозначают эти слова?
Каждой команде даётся квадрат выбранного цвета
с написанным на обороте словом красный - хочу,
зелёный - могу, жёлтый - надо.
Ответ.
Логическая цепочка. Объяснение.
Хочу. Каждый человек индивидуален и
рождается с определёнными задатками
способностей, которые при определённых условиях
развиваются в способности. Например, у человека
есть музыкальный слух и голос ( он обладает
задатками способностей). У него хороший слух и
голос, поёт, участвует в самодеятельности и у
него появляется желание научиться делать это
профессионально. Тогда он начинает посещать
музыкальную школу, развивает свои способности
при наличии мотива и желания заниматься любимым
делом.
Могу. Одного желания стать профессионалом
недостаточно. Необходимы индивидуальные
качества человека, черты характера, которые
характеризуются как профессиональная
пригодность. Профессиональная пригодность
предусматривает и предъявляет определённые
требования к человеку со стороны физического
здоровья и психического (уравновешанность,
внимание, память и так далее).
Надо. Когда человек определился в какой сфере
и отрасли он хочет себя реализовать как
профессионал (например: непроизводственная
сфера, отрасль экономики - образование,
профессия- учитель, специальность-учитель
музыки) ,далее он определяется с уровнем
образования, то есть где он будет учиться (высшее
учебное заведение или среднее специальное). Но
даже этого недостаточно. Необходимо
проанализировать и изучить рынок труда и
востребованность данной профессии в районе,
области, государстве на всех ступенях
профессиональной подготовки. Говоря иными
словами, смогу ли я трудоустроиться по
специальности.
Учитель: для того, чтобы выбрать профессию
правильно, необходимо знать не только свои
индивидуальные особенности, но и располагать как
можно большим объёмом сведений об избираемой
профессии.
Учитель. Из каких источников мы можем
получить информацию о профессии?
Ответ.
- Друзья, родители, знакомые,
- Учителя, школьный психолог,
- Профцентр,
- Интернет,
- Средства массовой информации,
- художественная литература.
Учитель. Одним из источников информации о
профессиях является профессиограммы, с которыми
учащиеся знакомятся на уроках технологии и
элективных курсах.
Вопрос. Что такое профессиограмма?
Ответ. Профессиограмма - это информационный
документ, в котором описаны особенности
профессии или специальности, служащей для
ознакомления с избираемой профессией, создаёт
целостное представление о данном виде труда.
Учащимся даётся несколько видов
профессиограмм (швея, парикмахер, повар). Изучив
их, они должны найти ответ на вопрос: "Для чего
необходимо составление профессиограммы по
данным специальностям?”
Вывод.
Максимально реализовать себя можно только при
наличии востребованной профессии, доступной и
посильной для вас, способной приносить радость и
удовлетворение в избранном деле.
|