«Наши эмоции, чувства и действия»
Цель: создание положительного настроения и атмосферы принятия различных эмоций и чувств; закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свои эмоции и чувства; корригирование подсознательных центров защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий.
Занятие №1
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Мир эмоций.
2.1.Упражнение «Какие бывают эмоции». Рисование с помощью пиктограмм известных эмоциональных состояний (радость, удивление, злость, страх, гнев, безразличие, грусть, застенчивость, усталость, волнение).
2.2.Упражнение «Театр эмоций».Показать с помощью мимики и жестов различные эмоциональные состояния.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №2
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Положительные эмоции.
2.1.Упражнение «Наши добрые дела». Вспомнить и назвать дела, вызывающие положительные эмоции у нас и окружающих людей.
2.2.Чтение отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа об эмоциональных состояниях персонажей сказки.
2.3. Рисование положительных героев сказки.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №3
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Отрицательные эмоции.
2.1.Упражнение «Наши плохие дела». Вспомнить и назвать дела, вызывающие отрицательные эмоции у нас и окружающих людей.
2.2.Чтение отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа об эмоциональных состояниях персонажей сказки.
2.3. Рисование отрицательных героев сказки.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №4
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Страх.
2.1. Нарисовать « свой страх».
2.2. Доверительная беседа на тему: «Почему мы боимся?»
2.3. Чтение рассказа «У страха глаза велики». Обсуждение поведения персонажей рассказа. Выводы.
2.4.Упражнение «Страх, я тебя не боюсь». Нарисованный рисунок «страха» дорисовать веселыми деталями, смешными рожицами, сделать самолетик, кораблик, аистенка.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №5
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Гнев.
2.1.Доверительная беседа на тему «Почему человек злится?» (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.45 - 46).
2.2.Чтение и обсуждение эпизода из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина: гнев старухи.
2.3.Рисование «гнева».
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №6
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. «Можно ли справиться со злом?»
2.1.Обсуждение проблемной ситуации «Зло, его проявления. Борьба человека со злом.
2.2.Чтение и обсуждение рассказа Э.Шим «Не смей!» (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.46 - 47).
2.3.Рисование. Из черно – белого изображения злого персонажа, цветными карандашами перерисовать в доброго.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №7
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Обида.
2.1.Разбор проблемной ситуации (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.42).
2.2.Доверительная беседа на тему «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?»
2.3.Рисование. Изобразить человека, незаслуженно обидевшего кого – то.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно).
Занятие №8
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. «Учимся справляться с чувством обиды».
2.1.Чтение и обсуждение стихотворения «Кто кого обидел первый» В.Орлова.
2.2.Доверительная беседа на тему «Приходилось ли тебе обижать кого – либо, или обижаться самому?»
2.3. Нарисовать красками чувство обиды.
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №9
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. Чувство вины.
2.1.Чтение и обсуждение рассказа А.Ульяновой «Кто разбил графин?»
2.2.Беседа на тему «Как можно помочь себе признаться в проступке?» (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.19).
2.3.Упражнение «Я спокоен» (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.19).
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №10
1.Вступительная часть. Приветствие. Настроение на начало занятия в виде пиктограммы с выражением эмоции.
2.Основная часть. «Почему трудно признать свою вину?»
2.1.Чтение и обсуждение стихотворения А.Кушнера «Кто разбил большую вазу?» (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.21).
2.2.Доверительная беседа на тему: «Почему мы перекладываем вину на другого?»
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №11
1.Вступителная часть. Приветствие. Настроение на начало занятий в «цвете».
2.Основная часть. Стыд.
2.1.Доверительная беседа «Когда нам бывает стыдно?»
2.2.Чтение и стихотворения «Мяч и Петя» В.Лившиц. (см. С.И.Семенака Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе стр.15 - 16).
2.3.Рисование на тему «Мой стыд».
2.4.Упражнение «Как нам победить стыд?»
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие № 12
1.Вступителная часть. Приветствие. Настроение на начало занятий в «цвете».
2.Основная часть. Грусть.
2.1.Доверительная беседа на тему «Мы грустим – почему?»
2.2.Рисование на тему «Грустные мысли».
2.3.Упражнение «Побеждаем грусть».
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №13
1.Вступителная часть. Приветствие. Настроение на начало занятий в «цвете».
2.Основная часть. Радость.
2.1.Беседа на тему «Радость , какой мы ее видим».
2.2.Нарисуй самый радостный момент в своей жизни.
2.3.Упражнение «Радостное событие».
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №14
1.Вступителная часть. Приветствие. Настроение на начало занятий в «цвете».
2.Основная часть. Наши чувства и эмоции.
2.1.Беседа на тему «Для чего нам нужны эмоции и чувства?»
2.2.Упражнение «Учимся управлять собой».
2.3.Рисование на тему «Добрые дела – всегда впереди».
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).
Занятие №15
1.Вступителная часть. Приветствие. Настроение на начало занятий в «цвете».
2.Основная часть. Мое настроение.
2.1.Беседа на тему «Что такое настроение?»
2.2. Доверительная беседа на тему «Какое настроение у меня бывает чаще всего».
2.3. Рисование «настроения».
3.Заключительная часть. Рефлексия. «Корзина успехов и неудач». Положить в корзину белый (если задание удалось выполнить хорошо) или черный картонный кружок (если задание было выполнено неверно, неточно).