Пояснительная записка
Стратегическая цель дальнейшего
развития системы образования ориентирована на
воспитание и развитие, здоровой, свободной и
жизнелюбивой личности, обогащенной научными
знаниями, готовой к созидательной творческой
деятельности и нравственному поведению, что
невозможно успешно реализовать без формирования
у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Здоровье является естественным
состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть
здоровым – природное стремление каждого, а
формирование, сохранение и укрепление здоровья
детей было и остается актуальной проблемой и
предметом первоочередной важности. Школа –
идеальное место для формирования здорового
образа жизни и реализации оздоровительных
программ, так как большую часть времени дети
проводят в школе. На состояние здоровья детей
оказывает существенное влияние неблагоприятные
экологические и социальные условия. Сложившаяся
экологическая ситуация в городе Новокузнецке
влияет на рост заболеваемости подростков, тем
самым снижая качественный уровень обученности.
Цель программы: формирование
культуры здоровья участников образовательного
процесса посредством развития
здоровьеформирующей и здоровьесберегающей
среды в образовательном учреждении.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся через цикл учебных
дисциплин и внеурочных форм деятельности
системы знаний о здоровье человека и здоровом
образе жизни;
- создание и апробация здоровьесберегающих
технологий в воспитательно-образовательном
процессе;
- пропаганда здорового образа жизни.
Основные направления программы:
1этап: Организация
здоровьесберегающего
воспитательно-образовательного процесса.
Социально-экономические изменения во
всех сферах жизни нашей страны привели к смене
ценностных ориентаций в воспитании и
образовании. Ведущей целью становится не объём
усвоенных знаний и умений, а гармоничное,
разностороннее развитие личности и её главного
потенциала - здоровья. Задача педагогов состоит
не только в том, чтобы укреплять и сохранять
здоровье детей, но и учить их тому, как быть
здоровыми используя потенциал каждого предмета
и вовлекать самого ребенка в здравотворческую
деятельность на любом уроке.
Работа ведется через:
- обновление и пополнение нормативно-правовой
базы школы;
- обеспечение соблюдения
санитарно-гигиенических при организации
образовательного процесса, норм по охране труда
и техники безопасности;
- организация рациональной системы питания
обучающихся;
- обеспечение оптимального режима двигательной
активности обучающихся;
- использование комплекса мероприятий по
выявлению уровня физического и психологического
здоровья обучающихся;
- создание банка данных по заболеваемости
обучающихся.
2 этап: Психолого-педагогическая
поддержка воспитательно-образовательного
процесса
В период обучения отмечается
интенсивный рост и развитие организма молодого
человека, происходит его биологическое и
социальное созревание, формируется
мировоззрение, готовность к трудовой
разнообразной творческой деятельности, поэтому
необходимы мероприятия по созданию условий для
психолого-педагогической поддержки
воспитательно-образовательного процесса,
направленного на сохранение здоровья.
К ним относятся:
- организация работы с учащимися по формированию
культуры здоровья;
- организация семинаров для учителей:
"Здоровьесберегающая педагогика”, "Проблемы
нравственного воспитания обучающихся”,
"Особенности полового воспитания в школе”;
"Предупреждение переутомления школьников”;
- организация родительского всеобуча: "Домашний
режим школьника”, "Закаливание”, "Укрепление
здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и
инфекционных заболеваний у подростков”,
"Трудности переходного периода”,
"Безопасность при работе с компьютером”,
"Лудомания - эпидемия XXI века”, "Компьютер
против человечества”;
- разработка и издание методических рекомендаций
по применению здоровьесберегающих технологий в
воспитательно-образовательном процессе.
3 этап: Формирование культуры здоровья
участников воспитательно-образовательного
процесса.
В современных условиях уровень
культуры общества немыслим без культуры
здоровья, так как она является частью культуры
общества. В процессе деятельности культура
рассматривается как формирование самого
человека, а процесс становления личности есть
процесс усвоения человеческой культуры. С первых
дней нахождения в школе ребенка следует увлекать
в деятельность по сохранению и укреплению своего
здоровья, результатом которой должна быть личная
культура здоровья, которую следует понимать как
часть культуры личности, опирающуюся на систему
ценностных ориентаций.
Возможны следующие формы работы по
этому направлению:
- использование на уроках и во внеурочной
деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка мероприятий, посвященных
формированию культуры здоровья;
- организация работы спортивных секций;
- проведение спортивно-массовых мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий в
период каникул;
- проведение "Дней здоровья”;
- проведение в школе вечеров здоровья и отдыха.
Ожидаемые результаты реализации
программы:
- снижение заболеваемости участников
образовательного процесса;
- сознательный выбор здорового образа жизни
всеми участниками программы;
- использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе;
- повышение социально-психологической
комфортности участников образовательного
процесса.
План работы по реализации программы
"Счастье быть здоровым”
1 этап. Организация
здоровьесберегающего
воспитательно-образовательного процесса.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Обновление банка данных о
заболеваемости обучающихся. Анализ заболеваний
и динамика. |
1 раз в год |
Мед. работник
Классные руководители |
2. |
Составление социологических
карт по классам, составление списков:
- учащихся группы риска;
- проблемных семей;
- многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- неполных семей.
|
Сентябрь (ежегодно) |
Социальный педагог, классный
руководитель |
3. |
Поддержание в школе
надлежащих санитарно-гигиенических норм.
- Соблюдение воздушного, светового и питьевого
режима в школе.
- Организация горячего питания в школьной
столовой.
- Подбор школьной мебели в зависимости от
возраста учащихся.
|
В течение года |
Директор, зам. директора по
АХЧ, зам. директора по БЖ |
4. |
Организация дежурства по
школе. |
Сентябрь (ежегодно) |
Зам. директора по ВР |
5. |
Диспансеризация обучающихся
школы. |
В течение года |
Медицинский работник |
6. |
Контроль состояния здоровья
обучающихся по итогам диспансеризации. |
Апрель |
Медицинский работник,
классный руководитель |
7. |
Проведение рейдов
- по проверке внешнего вида обучающихся;
- по сохранности книг библиотечного фонда школы;
- по выполнению обучающимися режима дня
|
В течение года |
Зам. директора по ВР,
социальный педагог, библиотекарь, Совет
старшеклассников |
8. |
Организация занятий для
будущих первоклассников с целью адаптации их к
условиям школьной образовательной среды |
Февраль-март |
Зам. директора по УВР, учителя
начальных классов |
9. |
Оформление листков здоровья
в классных журналах. |
Сентябрь |
Классный руководитель, мед.
работник |
10. |
Проведение динамических
пауз, физической зарядки до начало занятий. |
В течение года |
Учителя предметники |
11. |
Участие ОУ в реализации
федеральной программ "Разговор о правильном
питании” |
2004г. |
Учителя начальных классов |
2 этап. Психолого-педагогическая
поддержка воспитательно-образовательного
процесса
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Организация работы с
обучающимися, мотивированными на успешное
обучение через участие в олимпиадах, предметных
неделях, различных конкурсах. |
В течение
года |
Зам. директора по УВР,
руководитель ШМО |
4. |
Проведение классных часов и
бесед по предупреждению несчастных случаев и
травматизма. |
В течение года |
Классные руководители |
5. |
Проведение обучающих
семинаров по вопросам формирования культуры
здоровья. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные
руководители |
6. |
Рассмотрение на
педагогическом совете вопросов сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. |
В течение года |
Администрация |
7. |
Создание библиотеки
методической литературы по проблеме здорового
образа жизни. |
с 2005г |
Зам. директора по ВР,
библиотекарь |
8. |
Проведение родительских
лекториев по здоровьесбережению. |
В течение года |
Администрация, мед. работник,
психолог, классные руководители |
9. |
Проведение консультаций для
родителей по проблеме сбережения здоровья детей. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, психолог,
мед. работник |
10. |
Проведение
научно-практической конференции "Школа-центр
"Здоровье”. |
Ежегодно |
Администрация, классные
руководители |
11. |
Проведение круглых столов
для учителей по формированию культуры здоровья. |
2 раза в год |
Зам. директора по УВР,
руководитель ШМО |
12. |
Проведение МО классных
руководителей по вопросам организации работы по
программе "Здоровье” |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
13. |
Оказание социальной
поддержки детям и подросткам, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации. |
В течение года |
Соц. педагог, психолог,
классные руководитель |
14. |
Обучение подростков
эффективным поведенческим стратегиям: умению
разрешать жизненные проблемы, эффективно
общаться, владеть своими эмоциями. |
В течение года |
Психолог |
15. |
Проведение
психолого-педагогического мониторинга |
1 раз в год |
Психолог |
3 этап. Формирование культуры здоровья
участников воспитательно-образовательного
процесса.
№п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Контроль соблюдения режима
дня обучающихся. |
В течение года |
Классные руководители, соц.
педагог |
2. |
Организация работы по
пропаганде здорового образа жизни среди
обучающихся (лекции, беседы, вечера). |
В течение года |
Классные руководители, зам.
директора по ВР |
3. |
Организация работы лагеря с
дневным пребыванием |
Каникулы |
Зам. директора по ВР, классные
руководители |
4. |
Озеленение учебных кабинетов
и территории школы. |
В течение года |
Зам. директора по ВР и АХЧ,
учителя биологии |
5. |
Проведение дней здоровья. |
Ежемесячно |
Зам. директора по ВР, учитель
физ. воспитания |
6. |
Проведение недели пропаганды
здорового образа жизни. |
Май |
Зам. директора по ВР |
7. |
Взаимодействие школы с
"Центром "Здоровье” психолого-педагогической
реабилитации и коррекции” в вопросе
формирования культуры здоровья. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, психолог |
8. |
Обеспечение соблюдения
санитарно-гигиенических требований на уроках,
профилактики у обучающихся близорукости и
сколиоза, режима проветривания классных комнат
на перемене. |
В течение года |
Зам. директора по УВР,
учителя-предметники. |
9. |
Проведение медицинского
осмотра педагогов школы в рамках национального
проекта "Образование”. |
Август |
Администрация школы |
10. |
Проведение подвижных
школьных перемен. |
В течение года |
Классные руководители |
11. |
Витаминотерапия. |
Март-апрель |
Классные руководители |
12. |
Организация отдыха
обучающихся школы в летний период. |
Июнь-август |
Зам. директора по ВР,
соц. педагог |
13. |
Проведение бесед о вреде
курения, употребления спиртосодержащей
продукции, наркотических и психотропных средств. |
В течение года |
Зам. директора по ВР,
соц. педагог |
14. |
Организация и проведения
походов выходного дня, экскурсии,
эколого-оздоровительных выездов. |
В течение года |
Классные руководители |
15. |
Организация участия во
Всероссийском дне здоровья |
Апрель |
Зам. директора по ВР, классные
руководители. |
16. |
Выпуск санитарных бюллетеней
и стенгазет. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные
руководители. |
|