Пояснительная записка
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) может проявляться у детей в разные возрастные периоды, но наиболее часто, оно имеет место в подростковом возрасте (11 – 16 лет). Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта. Все это дает благоприятную почву для развития девиаций различного характера.
Проявляются девиации в следующих формах:
- повышенная агрессивность и конфликтность;
- неустойчивость эмоциональной сферы;
- проблемы межличностных отношений ( как со взрослыми, так и со сверстниками);
- неумении определить свою социальную позицию;
- нарушение развития познавательной деятельности;
- неадекватная самооценка;
- стремление к противоправным действиям;
- акцентуирование основных черт характера;
- негативизм, обидчивость, неуверенность, тревожность.
Подобные проблемы требуют непосредственного участия психолога в процессе развития личности девиантного ребенка.
Основные формы работы с подростками:
1.Диагностическая работа:
1.1. Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;
1.2.Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;
1.3.Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.
2.Консультативная работа:
2.1.Консультирование учащихся по обозначенным проблемам;
2.2.Консультирование родителей по результатам диагностических исследований детей;
2.3.Консультирование педагогов по результатам диагностических исследований учащихся, рекомендации по работе с детьми.
3.Просветительская работа:
3.1. Индивидуальные тематические беседы с учащимися;
3.2. «Круглые» столы по проблемным ситуациям с учащимися;
3.3.Тематические беседы с родителями;
3.4.Проблемные педагогические консилиумы.
4.Коррекционно – развивающая работа.
4.1.Коорекционно – развивающие занятия с детьми по результатам диагностических исследований.
5.Совместная работа со смежными службами:
- социальный педагог;
- инспектор ОДН УВД;
- служба ЦЗН;
- фельдшер ФАПа.
Диагностическая работа:
1.Изучение особенностей познавательной сферы подростка:
1.1.Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).
1.2.Диагностика интеллекта ( по методике ШТУР Гуревича).
2.Изучение особенностей развития личности подростка:
2.1.Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша).
2.2.Изучение типа темперамента (по методике Айзенка).
2.3.Определение акцентуаций характера у подростков ( ПДО Личко, опросник Шмишека).
2.4.Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков ( опросник Басса – Дарки).
2.5.Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман).
2.6.Диагностика импульсивности ( по методике Е.П.Ильина).
2.7.Диагностика «доминирования» и «подчинения» ( по методике Т.Лири).
2.8.Изучение мотивации профессиональной деятельности ( по методике ДДО Е.А.Климова).
2.9.Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова).
2.10.Изучение уровня эгоцентризма ( по методике «Эгоцентрические ассоциации»).
2.11.Изучение отношения к употреблению ПАВ.
2.12.Анкета старшеклассника.
3.Изучение микроклимата семей подростков:
3.1.Изучение детско – родительских отношений ( по методике «Подростки о родителях»).
3.2.Анкета для родителей.
Просветительская работа
Адресат |
Форма
Тема мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные за проведение |
Работа с учащимися
|
Беседа с учащимися 4 - 5 класса: «Тревога дома и в школе».
Просветительская беседа – диалог (4 – 11кл): «Преступление и наказание».
Просветительская линейка по профилактике употребления ПАВ: «Мы выбираем жизнь».
Занятие – игра (6 – 11кл): «Человек свободного общества».
Круглый стол (10 – 11кл): «Учимся строить отношения».
Занятие - игра (4 – 6кл): « Не бойся чувствовать».
Беседа – диспут (10 – 11кл): «СМИ – четвертая власть».
Занятие – ролевая игра (4 – 9кл): «Учимся говорить – Нет!»
Круглый стол (10 – 11кл): «Мир профессий».
|
|
Психолог
Психолог
Организатор
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог
Психолог |
Работа с родителями
|
Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание».
Индивидуальные беседы, по профилактике употребления ПАВ: «Что делать?»
Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!»
|
|
Психолог
Психолог
Психолог |
Работа с педагогами
|
Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить».
Беседа – диспут: « Работа над ошибками».
|
|
Психолог
Психолог |
|