Цели урока: изучение условий,
наиболее благоприятных для прорастания семян, на
основе выявления зависимости этого процесса от
факторов окружающей среды; развитие навыков
самостоятельной исследовательской деятельности
(выдвижение гипотез, планирование и проведение
опытов, подтверждающие высказанные гипотезы).
В ходе урока мы должны получить ответ
на вопрос: «Что необходимо для прорастания
семян?»
ХОД УРОКА
Изучение нового материала
Класс предварительно разбивается на 5 групп по
5–6 человек. Группы получают задания: описать ход
экспериментального исследования и его
результаты по проверке влияния влажности (1-я и 5-я
группы), температуры (2-я и 4-я группы),
обеспеченности кислородом (3-я группа).
Учитель. Как вы думаете, какие
условия необходимы для прорастания семян?
(Записывает на доске все ответы
учащихся: вода, температура, освещенность,
почва, питательные вещества и т.д.)
Учитель. Для прорастания семян
различных видов растений требуются разные
условия, но некоторые условия необходимы всем
без исключения семенам. Давайте выделим их.
(Учащиеся обычно называют два
фактора: тепло и влажность.)
Далее ученики работают в группах (5–10
мин). Учитель по мере готовности выслушивает
каждую группу отдельно. После общего обсуждения
учитель предлагает ученикам ответить на
следующие вопросы.
1. Давайте предположим, что после
помещения в воду все семена набухли, а проросли
не все, некоторые загнили. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся: для разных семян
нужно разное количество воды; семенам нужна не
только вода, но и кислород; если семена утоплены в
воде, то она мешает дышать зародышам и зародыши
могут «задохнуться».)
Учитель предлагает 3-й группе описать
опыт, доказывающий необходимость кислорода для
прорастания семян.
2. Подумайте, как одновременно
«подать» зародышу и кислород, и воду? Допустим,
что некоторые семена совсем не набухли. Какие
могут быть тому причины?
(Ответы учащихся: семена старые,
некачественные (можно усложнить вопрос – все
семена элитные); семена покрыты твердой кожурой,
зародыши не получили необходимой для
прорастания влаги, они все еще «спят».)
3. Как можно «разбудить» семена?
(Ответы учащихся: процарапать
чем-нибудь острым семенную кожуру, чтобы вода
попала внутрь семени.)
Учитель: этот прием называется скарификацией.
4. А что делать, если нужно
прорастить тысячи семян?
(Ответы учащихся: взять 1 объем
семян и залить их 3 объемами кипящей воды; если
через день семена не набухнут, можно повторить
эту операцию.)
5. Допустим, вы замочили семена,
поставили в теплое место, а они не проросли. Как
вы думаете, почему?
(Ответы учащихся: это семена
растений, созревающие летом или осенью, они еще
«спят»; семена должны как-то почувствовать, что
зима была и уже закончилась.)
6. Как же разбудить семена, дать им
сигнал, что зима прошла?
(Ответы учащихся: замочить в воде,
дать набухнуть и подержать некоторое время при
пониженной температуре.)
Учитель: для разных растений
нужна разная по длительности «искусственная
зима» – от нескольких недель до нескольких
месяцев. Этот прием – длительная обработка семян
холодом – называется стратификацией.
7. В сельскохозяйственной практике
используется следующая методика подготовки
семян к посеву. Семена смешивают с песком,
увлажняют слабым раствором перманганата калия и
помещают в холодильник на несколько дней. После
этого семена промывают проточной водой,
подсушивают и высевают в почву. Объясните, зачем
так поступают?
Если вы хотите посадить дуб, нужно
выполнить последовательность действий 1–5
Проверка усвоения нового материала
1. Какие условия необходимы для прорастания
семян?
А. Тепло, влажность, воздух.
Б. Тепло и влажность.
В. Тепло и воздух.
Г. Воздух и влажность.
2. Как узнать, какие условия
необходимы семени для прорастания?
А. С помощью наблюдения в поле за
прорастанием семян.
Б. Залить семена водой и поставить их в теплое
место. В. Смочить семена и поставить их в теплое место,
обеспечить приток свежего воздуха.
Г. Сухие семена положить в теплое место,
обеспечить приток свежего воздуха.
Д. Смочить семена и поставить в холодное место,
обеспечить приток свежего воздуха.
Е. Смочить семена, поставить на свет в теплое
место, обеспечить приток свежего воздуха.
Домашнее задание
Пользуясь учебником, составьте
рекомендации по технологии посева семян.
Проверьте предложенные вами в ходе урока опыты
на практике.
Дополнительное задание. Для
каждого вида растений существует оптимальная
температура, при которой семена прорастают лучше
всего. Предложите опыты для ее определения у
разных растений, постарайтесь предсказать их
результаты. Если возможно, проведите эти опыты. |