Актуальность данной темы обусловлена
проблемами, с которыми мы, педагоги, сталкиваемся
в процессе воспитания подростков. Это агрессия и
жестокость подростков по отношению к
сверстникам и к своим родителям, цинизм и
отсутствие желания понимать и прощать других.
До проведения мероприятия рекомендуется
провести родительское собрание, где родителям
будут предложены вопросы, касающиеся
родительской любви и прощения. Ответы
родителей используются в ходе проведения
мероприятия
Цель: способствовать формированию и
развитию у обучающихся таких
духовно-нравственных ценностей как сочувствие,
сострадание, желание понять и принять другого
человека.
Задачи:
- развивать умение к анализу и осмыслению
получаемой информации, развивать рефлексию;
- способствовать формированию установки на
конструктивное поведение в общении с
окружающими и разрешение жизненных проблем
через принятие себя самого и другого;
- воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях
межличностных конфликтов;
- помочь обучающимся понять необходимость
прощения, почувствовать радость от данного
поступка.
Используемые методы в ходе проведения
мероприятия:
- направленная беседа,
- групповая дискуссия,
- ролевая игра,
- элементы арттерапии (сказкотерапия,
музыкотерапия).
Наглядный материал:
- репродукция картины Рембрандта «Возвращение
блудного сына»
- Библия
- На доске размещены эпиграфы (Приложение
1)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступление
Педагог озвучивает тему мероприятия и
зачитывает эпиграф:
Любить – это значит прощать,
прощать – это значит понять,
понять – это значит знать,
знать – это приблизиться к порогу мудрости.
Н.К. Рерих.
Педагог: Ребята, сегодня у нас очень
важная тема занятия, интересная и актуальная для
каждого из нас. С ней вы будете постоянно
сталкиваться в жизни. Нам очень часто приходится
терпеть от кого-то обиды. А что же такое обида? (Ответы
ребят.) Педагог:
Обида – несправедливо
нанесенное оскорбление, огорчение, а также
чувство, вызванное этим огорчением. Коли
есть обида, значит, есть обидчик. Кто такой
обидчик? (Ответы ребят) Педагог:
Обидчик – это тот, кто
обижает кого-то. Раз есть обидчик, есть и
обиженный. Кого можно назвать обиженным
человеком? Педагог:
Обиженный тот, кто выражает
чувство обиды. Я предлагаю вам послушать
стихотворение Эдуарда Асадова которое я и ваши
родители – читали и даже учили наизусть, когда
были в вашем возрасте.
Звучит стихотворение Э. Асадова «Трусиха».
(Приложение
2)
Обсуждение стихотворения:
– Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь
парень с девушкой или нет? Почему? (Отвечает
каждый обучающийся по кругу)
– Что чувствует девушка после произошедшего
инцидента? (Отвечают обучающиеся по желанию)
– А что чувствует юноша? (Отвечают
обучающиеся по желанию) Педагог:
Я считаю, что девушка – «
бесшабашная натура», которая вовлекает в опасную
ситуацию себя и молодого человека. Ведь она
своими фразами провоцирует по отношению к себе и
молодому человеку агрессивные и, вполне возможно
преступные действия. Вдруг это показное
проявление превосходства? И все-таки, как же, по
вашему мнению, будут развиваться отношения между
юношей и девушкой?
(Педагог в ходе обсуждения должен
подвести ребят к мысли о том, что каждому
человеку необходимо учиться ставить себя на
место другого, стараться понять и принять его
аргументы, даже если они не всегда совпадают с их
собственными суждениями и убеждениями)
2. Ролевая игра «Встреча»
(Девушка и юноша встречаются после
случая, описанного в стихотворении)
Обсуждение с обучающимися разыгранной
ситуации.
3. Направленное обсуждение
Педагог: Ребята, а есть ли среди вас
тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь?
Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок.
Давайте назовем чувства, которые мы испытываем,
когда обижаемся. (Отвечает каждый обучающийся
по кругу)
– А есть ли среди нас тот, кто сам никого не
обижал? Наверное, каждому человеку
случалось обидеть кого-то и быть обиженным
кем-то.
Какие чувства испытывает человек, обидевший
кого-либо. (Отвечает каждый обучающийся по
кругу)
– Как же быть человеку, когда после
конфликта, остается обида, злость, у него
возникает желание отомстить, во что бы то ни
стало? А если ему предстоит учиться с этим
человеком в одной группе?
– Что делать обиженному человеку, если его
обидели близкие люди: мама, папа, брат или сестра? (Обучающиеся
отвечают по желанию)
Педагог: Знаете ли вы, что в книгу
рекордов Гиннеса занесли одно удивительное
слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа»
Удостоилось оно такой чести за то, что выражает
суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в
надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят
оба, но не делают этого в надежде, что это сделает
другой»
– Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из своей
жизни и ответьте: «Чего хотят оба?»
(Обучающиеся отвечают по
желанию)
– Всегда ли любой человеческий поступок можно
простить? (Отвечает каждый обучающийся по
кругу)
Педагог: Существуют вечные,
непреходящие темы и сюжеты, к которым
человечество обращается постоянно, на всем
протяжении своей истории. Скорбь отца,
потерявшего сына, и безмерная радость после его
возвращения, сила всепрощающей любви – одна из
таких тем. Ее то и воплотил в своей картине
«Возвращение блудного сына» голландский
художник Харменс Ван Рейн Рембрандт.
Нам нужно понять, какие чувства и мысли владели
автором, когда он создавал свое полотно. В его
основе лежит библейский сюжет – «Притча о
блудном сыне» (Приложение
3).
Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и
прощении, ненависти и всепрощающей любви.
4. Работа с притчей и с репродукцией
картины
(Педагог читает притчу)
Педагог: Как вы думаете, какой момент в
этой притче самый волнующий, самый драматичный? (Ответы
обучающихся)
– Именно этот фрагмент стал основой для сюжета
картины.
Репродукция картины Р.Рембранта
представлена на доске и раздается в руки каждому
обучающемуся.
Педагог: Внимательно рассмотрите
картину. И ответьте на мои вопросы:
– Чьи фигуры изображены в центре картины?
– Видно ли лицо сына?
– Какие детали показывают, что жизнь блудного
сына была не из легких?
– Что говорит о его раскаянии?
– Каким чувством проникнут отец?
– Что выражают руки и лицо старика?
– Что выражают лица стоящих рядом?
– Говорят ли люди? Пытаются ли вмешаться?
– Какова композиция картины?
– В чем заключается идея картины?
5. Эмоциональное погружение в сюжетную
линию картины
Педагог расставляет на четырех столах
таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын»,
«Старший сын», «Близкие друзья семьи».
Педагог: Предлагаю вам пересесть за
любой стол, по вашему желанию. Слушая рассказ и
музыку, постарайтесь представить себя одним из
действующих лиц, изображенных на картине.
На фоне « Токкаты и фуги ре минор» И. Баха
педагог читает рассказ (Приложение
4).
Педагог: А теперь я попрошу вас
подумать о том, какова позиция художника в
этой картине – вы можете согласиться или
поспорить с ним. Предлагаю вам стать участниками
игры, в которой я – корреспондент, а вы персонажи
картины, которым я буду задать вопросы.
«Отец», скажите, пожалуйста, что вы
чувствовали, когда младший сын ушел из дому, взяв
полагающееся ему наследство?
– Что вы ощутили, увидев возвращающегося домой
сына?
– Что заставило вас с почестями принять
опозорившего вас сына?
«Блудный сын», что вы
почувствовали, увидев отца, встретившего вас с
радостью?
– О чем вы подумали, когда пришли в себя?
– Как, впоследствии, изменится ваше поведение?
«Старший брат», какие чувства вызвала
у вас радость отца при встрече с младшим сыном?
– Каково ваше отношение к брату?
«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд,
заслуживал блудный сын?
– Что вы думаете о реакции отца на возвращение
сына?
– Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в
этой ситуации?
Педагог: Спасибо. А теперь вопросы ко
всей группе. Как вы думаете, почему отец простил
младшего сына? (Отвечают обучающиеся)
Педагог: Да, отец умел любить, поэтому
простил ошибку сына и забыл об оскорблении.
Взгляните на эпиграфы и найдите цитату из Библии
о концепции христианской любви. (Зачитывается
один из эпиграфов)
– Как вы понимаете слова отца, сказанные о
младшем сыне: «… был как бы мертв и ожил?»
– Кто, по вашему мнению, в притче не следовал
библейскому совету: «Возлюби ближнего своего,
как самого себя»?
– Притча – это, как известно небольшой рассказ, в
иносказательном виде заключающий религиозное
или моральное поучение. Чему же учит эта притча и
картина Рембрандта? (Отвечают обучающиеся) Педагог:
Возможно, кто-то из вас, ребята,
не определился, принять ли идею притчи и картины
о всепрощающей любви или отвергнуть ее. Может
быть, пристать к тому или другому берегу помогут
вам родители, с которыми я общалась на
родительском собрании. Они отдельно друг от
друга отвечали на один вопрос: « Если ваш сын
совершит ошибку, возможно серьезную, так, что все
отвернутся от него, вы готовы простить, помочь и
любить, несмотря ни на что?»
Педагог зачитывает ответы родителей.
Педагог: Как вы думаете, можно ли, зная,
что любящие вас простят и помогут, сознательно
приносить им боль и несчастье? (Отвечают
обучающиеся)
– Ваши мамы и папы сказали, пожалуй, о самом
важном в жизни каждого человека. Всепрощающая
любовь существует не только на страницах Библии
и на картине художника, но и в жизни рядом в
сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал
французский писатель Антуан Экзюпери: «Ты не
забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого
приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного
глазами не увидишь».
– Чтобы к вам были добры, будьте добры и
милосердны сами.
Звучит песня Е. Крылатова «Прекрасное
далеко».
Педагог: Песня, которая сейчас
прозвучала, – мое пожелание вам: любите и учитесь
прощать, взращивайте в себе семена добра,
укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или
жестокой – зависит от вас!
6. Подведение итогов
Педагог: Попрошу всех взяться встать в
круг, взяться за руки и почувствовать тепло,
исходящее от каждого.
– Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня
подарить сердечко как символ любви. Это не просто
игрушка, а знак, который будет напоминать вам
слова Норта: «Прощение не отрицание собственной
правоты в суждениях, а попытка взглянуть на
обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в
то время когда он, казалось, был лишен права на
них» |