-
Что вы знаете о прошлом нашего города? Послушайте
стихи:
Слава нашей
стороне,
Слава русской
старине!
Я про эту старину
Вам сейчас
рассказ начну.
- Очень давно на
месте нашего города росли непроходимые дремучие леса, звенели по оврагам ручьи,
текли реки. В лесах водились дикие звери: много крупных - лосей и медведей,
мелкого зверья тоже навалом, а птицы всякой - и девать некуда!
Много было в чаще
бора
И медведей, и
волков,
Много уток на
озёрах,
На болотах куликов.
Коршун вился над
лугами,
И лосиною тропой,
Зверь с могучими
рогами
Выходил на
водопой.
В те времена в
непроходимых лесах можно было запросто заблудиться, поэтому дороги между сёлами
и городами проходили по рекам, на берегах которых селились люди: летом они
плавали на лодках, а зимой катались на санках. На высоком берегу Москва-реки,
при слиянии её с речкой Неглинной давным-давно возникло селение. Жители пахали
землю, охотились на разного зверя, ловили рыбу, устраивали на полянах игрища и
гульбища, растили детей. А население всё росло. Всё чаще останавливались в селе
купцы, меняли привозные товары на хлеб и меха. Селение богатело год от года:
место было удобное, а люди работящие.
-
А знаете ли вы, что раньше не было бумаги?
Раньше люди не умели
делать бумагу и даже не знали, что на свете есть такой материал. Но грамотой
владели многие и для записей использовали березовую кору (бересту). Буквы на
ней продавливали заострённой палочкой.
Книги писали на
пергаменте - специально обработанной коже животных (телят). Книги были очень
тяжёлые. Обложки делали из досок, обтянутых кожей.
Печатать книги
тогда не умели. Даже тонкую книгу переписывали вручную несколько лет. Немного
позже появилась первая бумага, но всё равно книги были очень дорогими. Они были
только у богатых купцов, священников.
В старину учились
дети -
Их учил церковный
дьяк.
Приходили на
рассвете
И твердили буквы
так:
Аз, да Буки,
Верь, Глаголь.
И учитель для
науки
По субботам всех
порол.
- Да, ребятам
приходилось идти в школу к 7 часам утра, учиться до самого вечера. Книг было
мало, их разрешали читать только в школе и то только самым лучшим ученикам. За
каждую малую шалость детей нещадно наказывали - пороли розгами.
- Вот так и жило
селение, росло. И однажды заехал в
эти края суздальский
князь Юрий Долгорукий. Князю понравилось селение на холме. (впоследствии
холм назвали Боровицким). Повелел князь назвать его "Москов" и
остался в нём жить.
Весной 1147 года
князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему другу князю Святославу со
словами: "Приди ко мне, брат, в
Москов!" Святослав приехал 4 апреля 1147 года. Так рассказывает летопись
(Летопись - запись событий по годам). Это первое упоминание в летописи и стали
считать днём рождения города, а князя Юрия Долгорукого - основателем Москвы.
Через несколько
лет после встречи князей, Юрий Долгорукий повелел обнести город деревянной
оградой, укрепить 8-метровым валом (почти 3 этажа) и рвом. Деревянные стены
Кремля были высотой около трёх метров и длиной до 1200 метров. В этом виде
укрепление просуществовало много лет (во
время рассказа можно показать
репродукцию картину Васнецова "Основание Москвы. Постройка первых стен
Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году").
Вот он, первый
кремль сосновый,
За бревенчатой
стеною,
Так родился город
новый,
И назвался он
Москвой.
Много бед
пронеслось за это время над городом. Часто он горел: то бабка старая свечку не
загасит, то враг-иноземец подпалит, а то и сам собой загорится. Дома были почти
все деревянные, с соломенной крышей, поэтому загорались просто от любой искры.
Через 220 лет
такой жизни, после очередного великого пожара, князь Дмитрий Донской подумал:
"Доколе уже можно?" и повелел: построить крепость из камня белого.
Новые стены надёжно защищали город и от врагов. Массовые пожары резко
сократились.
Через Москву
проходили главные торговые дороги. Город рос и богател не по дням, а по часам.
При князе Дмитрии Донском Москва стала центром Великого Московского княжества.
Вопросы к детям:
1.
Как называется река, на которой стоит наш город?
2.
Кто основал Москву? В каком году?
3.
Как называется холм, на котором построен Кремль?
4.
Почему построили каменные стены? Какой князь правил
в это время в Москве?
Дети отгадывают
ребус из учебника - "Москва - столица нашей Родины”.
-
Далее Москва стала столицей нашего Российского государства.
Потом были построены стены из красного кирпича и Кремлёвские башни.
Викторина.
-
А знаете ли вы, что у каждого города есть свой герб?
Кто знает, как выглядит герб Москвы? (иллюстрация)
-
А что обозначают эти символы?
Языческая легенда
рассказывает, что в озере поселился змей-людоед. Запуганные люди выдавали ему
на съедение юношей и девушек, пытаясь таким образом задобрить его. С каждым
днём змей хотел всё больше. И очередь дошла до прекрасной царевны - дочери
правителя города. И тогда храбрый и доблестный воин Георгий вступил со злодеем
в бой, сразил его копьём и освободил красавицу.
В конце занятия
дети раскрашивают контурный рисунок герба у себя на партах. Устраивается
выставка лучших работ.
|