Цели урока: познакомить с биографией Е.И. Замятина,
показать философский обобщающий смысл категорий пространства и времени в
рассказе «Пещера».
Оборудование:
- два портрета Е.И. Замятина ( художников Кустодиева и Анненкова); на доске запись: Е.И.Замятин (1884 - 1937);
эпиграфы: «Настоящая литература может быть только там, где ее
делают не исполнительные и благонадежные чиновники, а безумцы,
мечтатели, бунтари»; «Пещерная» жизнь послеоктябрьской России
грозит уничтожить гуманизм». Е.И. Замятин
Методические приемы: анализ
рассказа (беседа), работа по теории литературы (дать понятие хронотопа),
рассказ учителя, выступление ученика (по биографии писателя)
1.Слово учителя
Евгений Иванович Замятин. Это имя мало известно
читателю. И не случайно. Ведь его имя было забыто в России, было
вычеркнуто из русской литературы. В течении нескольких десятилетий
Замятин находился на положении изгоя в русской культуре. Его имя часто
мелькало на страницах различных изданий и всегда в негативном контексте:
« творчество Замятина проникнуто враждебным отношением к революции»,
«события эпохи он изображал с антисоветских позиций», «роман «Мы» есть
злобный памфлет на советское государство», «Замятиным ничего
значительного не создано».
«Неудобный» писатель. «Неугодный» писатель, потому
что Замятин писал не по указке, он писал правду. Он говорил: «Правды -
вот чего не хватает сегодняшней литературе. Писатель изолгался, слишком
привык говорить с оглядкой и опаской. Оттого в большинстве литература не
выполняет сейчас даже самой примитивной, заданной ей историей задачи:
увидеть нашу удивительную, неповторимую эпоху - со всем, что в ней есть
отвратительного и прекрасного, записать эту эпоху такой, какой она есть»
(чтение эпиграфа)
Как писатель Замятин всегда был честен: «У меня
есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент
выгодно, а то, что мне кажется правдой».
Правда Евгения Замятина оказалась невостребованной на его родине вплоть до конца 80-х годов. Такова судьба художников – борцов.
II . Работа с портретами
Ученик I
1) Это портрет художника Кустодиева. Он познакомился с Замятиным в 1922 г. И в этом же году написал его портрет.
Кустодиев говорил: «Я решил написать портрет не
художника слова, а инженера, строителя ледоколов, язвительного
европейца, англомана». И только в глазах, в лице что-то посмеивается и
играет.
Ученик II
1) Второй портрет художника Ю. Анненкова. Он написан в 1921 году.
Другое лицо. Лучистая улыбка, разбежавшаяся хитрыми
морщинками, будто повзрослевший мальчишка (мальчишка изображен
хохочущий, лопоухий в одном углу). А в другом - английский текст
нью-йоркской газеты.
Снова двойное напоминание: русский писатель и англичанин (прозвище Е. Замятина).
Что в нем сильнее?
Ни то ни другое.
Он - мастер.
Слово о писателе и его творческом пути. (Доклад ученика)
III . Слово учителя (История создания рассказа)
В период с 1917 по 1920 г.г. Замятин создает цикл
рассказов, где действие происходит в послеоктябрьской России, в
Петербурге. Это рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера». Они пронизаны
тревогой за судьбу человека, России, революции.
Рассказ «Пещера» - одно из самых талантливых
произведений Е. И. Замятина. Интересна история его создания. Толчком к
созданию рассказа послужило, как это часто бывало у Замятина,
незначительное впечатление. Писатель вспоминает: «На дворе 1919 год.
Ночное дежурство зимой. Мой товарищ по дежурству озябший, изголодавшийся
профессор, жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да все горе
в том, что не могу: сдохну, а не украду.
На другой день я сел писать рассказ «Пещера».
Вот так житейский эпизод под пером писателя
превращается в грандиозное обобщение. А теперь обратимся к рассказу Е.
И. Замятина «Пещера».
IV . Аналитическая беседа.
- В литературоведении есть понятие хронотоп. Что это такое?
Хронотоп - организация пространства и времени. Это ведущий элемент композиции. (запись в тетрадь)
Наша задача: проследить, как организовано в рассказе пространство и время.
- Как показано в рассказе пространство?
( С первых же строк рассказа автор погружает нас в
обстановку каменного века: «Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, черные,
чем-то похожие на дома скалы; в скалах пещеры...»)
- С помощью каких художественно-выразительных
средств создается напряженная жуткая атмосфера? (Анафоры, обилие пауз,
гиперболы) примеры
- Что уподоблено каменному веку?
Работа с текстом. Каменному веку уподоблен день
сегодняшний. Эта развернутая метафора появляется еще раз в финале и,
таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его. Пространство пещерной
страны, затерянной среди скал.)
Учитель:
Замятин не дает детального
изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в рассказе самое
впечатляющее, самое существенное. Мы не найдем ни одной случайной
детали.
- Как дан в рассказе интерьер комнаты, в которой
живут герои? («В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно
в Ноевом ковчеге: потопно, перепутанные чистые и нечистые твари...»)
- Можно ли по этому беспорядочному перечислению
предметов представить внешний облик комнаты? Для чего автору
понадобилась эта путаница?
(Отбор предметных деталей подчинен здесь иному
художественному замыслу: приметы старого интеллигентного быта
(письменный стол, книги, ноты) перемешаны с деталями быта пещерного
человека, т.е. увы, быта сегодняшнего (топор, дрова, лепешки). Такое
смешение создает ощущение катастрофичности бытия, нового Всемирного
потопа и отражает конфликт рассказа, конфликт между прежним, духовным - и
новым, пещерным.
- - Обратимся к системе персонажей. Охарактеризуйте главных героев.
- - Найдем в рассказе эпизод, который является
кульминационным («И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным
дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот давний, со
Скрябиным, который знал: нельзя — и новый, пещерный, какой знал:
нужно...»)
- - Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.
- - Обратим внимание на хронологическую разлиновку рассказа. ( События начинаются 28 октября)
- - Как изображено утро следующего дня?
(«Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое,
ватное небо, и сквозь дыры несет льдом... Только бы сегодня: «завтра» -
непонятно в пещере: только через века будут знать «завтра»,
«послезавтра»)
- - Читаем дальше. «Сумерки. 29 октября состарилось». И наконец: «29 октября умерло».
- - Смерть героев остается за пределами рассказа. Что же умирает?
(Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.)
Учитель: Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма.
- Чтение эпиграфа
Домашнее задание.
1. Как строится, какие функции выполняет метафора в рассказе Е. И. Замятина «Пещера»?
2. Каковы принципы отбора предметных деталей у Е. И. Замятина в рассказе?
|