Тип урока. Изучение нового материала.
Цели. В нетрадиционной форме обеспечить
восприятие и осмысление понятий «простое
вещество», «металлы и неметаллы»; активизировать
интерес учащихся к изучаемому предмету,
формировать «химический» стиль мышления при
обсуждении относительности деления элементов на
металлы и неметаллы.
Способствовать развитию эрудиции и
познавательного интереса.
Задачи. Развить у учащихся способность
легко отличать простые вещества от сложных;
возбудить интерес к дальнейшей учебной
деятельности, снять напряжение при ответах;
включить элементы опережающего обучения как
базу для более легкого последующего усвоения
знаний о строении и свойствах веществ.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Подготовка и выполнение заданий группами.
3. Изучение основных свойств простых веществ –
металлов и неметаллов.
4. Составление обобщающей схемы и закрепление
изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Заключительное слово учителя. Оценка работы
учащихся на уроке.
ХОД УРОКА
Учитель. Прежде чем мы запишем тему
нашего урока, я попрошу вас отгадать загадку.
Мы с вами побываем в одной удивительной стране.
Коренные жители этой страны назывались…
Впрочем, догадайтесь сами по характеру жителей.
Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в
карманах у большинства из них не было ни одной
свободной монеты (а деньги в стране назывались
электронами), никто не горевал по этому поводу.
Если же заводился хоть один лишний
электрончик, то характер их портился, они
становились агрессивными и даже опасными,
поэтому скорее хотели от него избавиться, чтобы
стать опять добрыми и веселыми.
Надо сказать, что «знать» этой страны
отличалась от простых граждан своей скупостью.
Свою «электронную валюту» они неохотно
одалживали и при малейшей возможности
стремились забрать еще...
• Скажите, кто были жители этой страны? (Металлы
и неметаллы.)
• Объясните, почему простые жители и знать
имели такие разные черты характера.
Подготовка
и выполнение заданий группами
Фронтальная беседа
1) Что такое вещество? Какие вещества
называются простыми?
2) Что мы знаем о металлах с точки зрения
строения атома и почему они легко отдают
электроны?
3) Что мы знаем о неметаллах с точки зрения
строения атома и почему они легче принимают
электроны, чем их отдают?
4) Опираясь на знания из курса физики, дайте
характеристику металла как простого вещества.
5) Охарактеризуйте физические свойства
неметаллов, сравнивая их со свойствами металлов.
Учитель. Итак, тема нашего урока,
как вы уже наверняка поняли, «Простые
вещества: металлы и неметаллы».
На доске вывешивается плакат (схема).
Схема
Учитель. Предлагаю вам разделиться
на две группы и поработать с коллекциями.
Для ответа на поставленные вопросы можно
использовать схемы и таблицы из учебника, а также
привлекать ваш жизненный опыт. На выполнение
задания отводится пять минут. Рассмотрите
физические свойства металлов и неметаллов по
плану (у одной группы коллекция металлов, а у
другой коллекция неметаллов).
План изучения
физических свойств
1) Агрегатное состояние.
2) Температура плавления и кипения.
3) Твердость.
4) Плотность.
5) Электро- и теплопроводность.
6) Ковкость, пластичность, прочность.
7) Металлический блеск, непрозрачность. |
Вопросы группам выдаются
отпечатанными на карточке. Каждая группа готовит
отчет о проделанной работе и выбирает
выступающего.
Учитель. Говоря о свойствах металлов
и неметаллов, уделите внимание применению этих
веществ в соответствии с их характерами.
Отчет групп.
Изучение
основных свойств простых веществ – металлов и
неметаллов
Учитель (начинает объяснять новый
материал, обращаясь к периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята,
вам уже известно, что металлы расположены в
начале периодов, а в конце периодов расположены
неметаллы. Если провести диагональ от элемента
бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то
ниже диагонали все элементы являются металлами,
четыре ряда больших периодов также состоят из
металлов. Над диагональю расположены
неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в
природе значительно больше, чем неметаллов (из 110
химических элементов только 22 неметаллы, а
остальные являются металлами).
Учитель отмечает, что у металлов много общих
свойств, а для неметаллов более характерно
различие в свойствах, чем общность. Обращает
внимание ребят на металлический блеск
кристаллического йода, подчеркивая тем самым
относительность деления простых веществ на
металлы и неметаллы.
В целях привития интереса к химии можно
продемонстрировать характерные свойства
металлов и неметаллов. Например, такие наглядные
опыты:
• взаимодействие натрия с водой
(предварительно добавив в воду раствор
фенолфталеина);
• горение магния в кислороде;
• проверка на наличие водорода (характерный
хлопок при поджигании); кислород и водород
следует собрать заранее в газометре.
Составление обобщающей схемы и закрепление
изученного материала
Учащимся (на каждый стол) выдается отпечатанная
карточка (с таблицей) для обобщения изученного на
уроке материала. Используя материал карточек,
можно проводить рефлексию по изученному
материалу – учащимся предлагается составить
опорный конспект, ответить на вопросы.
Таблица
Простые вещества
Свойства |
Металлы |
Неметаллы |
Агрегатное
состояние |
Твердое (кроме Hg) |
Твердое (S2, I2);
жидкое (Br2);
газообразное
(О2, N2) |
Пластичность |
Пластичные |
Хрупкие |
Металлический блеск |
Есть |
Отсутствует (кроме
кристаллического йода) |
Тепло- и
электропроводность |
Есть |
Отсутствует |
1) Что называется простым веществом?
2) Чем простые вещества отличаются от
сложных?
3) По какому признаку неметаллы можно
отличить от металлов?
Учитель. Выражение состава вещества
с помощью химических и математических знаков
отражается химической формулой. По химической
формуле можно рассчитать молекулярную массу
вещества, например азота:
Mr(N2) = Ar(N)•2 = 14•2
= 28.
Домашнее задание. Параграфы 13, 14 по учебнику
О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» (М.: Дрофа, 2006)
(простые вещества металлы и неметаллы);
определить Mr для Cl2, Fe, F2, Al, а
также тип xимической связи в этих веществах.
Учитель подводит итог урока – объявляет оценки
за урок, отмечает удавшиеся и не совсем удавшиеся
фрагменты урока, высказывает свои пожелания в
адрес учащихся.
|