Цель: познакомить учащихся с основными положениями
теории бихевиоризма и социального научения. Дать представление о важности
позитивного подкрепления как условия формирования желательного поведения.
Ход работы
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с другим подходом
к исследованию личности и ее поведения, который получил название бихевиоризма
(от английского Behaviour- поведение).
- Вспомните, пожалуйста, тему «Личность». Что влияет
на развитие личности, ее поведение? .
1. Личность й поведение с точки зрения бихевиоризма.
Действительно, решающую роль в формировании поведения личности играют
культурное, социальное, семейное и межличностное влияние. Опыт отвечает за
многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком,
формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Именно
подходу к личности с позиции научения и посвящен наш урок.
Личность, с точки зрения бихевиоризма и теории
научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это
накопленный набор изученных моделей поведения.
Бихевиоральное направление занимается доступными непосредственному
наблюдению действиями человека как производными от его жизненного опыта. В
отличие от Фрейда и многих других, теоретики бихевиоризма не считают нужным
задумываться над психическими процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они
принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор
человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические
явления, формирует человека. Один из основоположников концепции бихевиоризма -
Б. Скиннер - утверждал, что поведение предсказуемо й контролируется
окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних факторах в качестве
причины действий человека.
- Согласны ли вы с представлением Скиннера о природе
человека?
2. Стимул, реакция и обусловливание. Д. Уотсон -
основоположник бихевиоризма - еще в начале века заявил, что психология должна
заниматься не явлениями сознания, а поведением. Уотсон считал, что поведение
человека - это система реакций на внешние воздействия. Знаменитая формула:
стимул - реакция (S- R) в Дальнейшем
была модифицирована другими последователями этого направления (Э. Толмен, Э.
Торндайк, Б. Скиннер) и стала выглядеть следующим образом: S- V
- R. Новое звено реакции, описывающей поведение, было
названо промежуточными переменными, к которым, по мнению Толмена, могли
относиться цели субъекта, его намерения, образ ситуации. Позднее бихевиористы
стали исследовать особый тип условных реакций, которые получили название инструментальных
или оперантных.
По мнению Скиннера, существуют два основных типа
поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул (классическое
обусловливание) и оперантное поведение, определяемое и контролируемое
результатом, следующим за ним (инструментальное или оперантное обусловливание
поведения).
Та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на
определенный стимул, ситуацию. Хорошо знакомые всем примеры - это сужение или
расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе
молоточком по коленному сухожилию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих
примеров взаимоотношение между, стимулом, (уменьшение световой стимуляции) и
реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это происходит всегда.
Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно
респондентное поведение (стимул - крик, реакция - ваше раздражение).
-Приведите, пожалуйста, свои примеры респондентного
поведения.
3. Оперантное обусловливание. Оперантное поведение
определяется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за поведением идет
следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного поведения.
Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень
скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.
Обусловливание здесь зависит от того, что происходит
после завершения некоего фрагмента поведения. Скиннер писал: «Оперативное (или
оперантное) обусловливание - это не дергание за ниточки, чтобы человек
танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек делает нечто, что
повлияет на ситуацию, а это, в свою очередь, повлияет на него». Он приводит
следующий пример, иллюстрирующий некоторые аспекты оперативного обусловливания:
«Я стараюсь научить мою маленькую дочь плаванию. Она любит воду, но не хочет
или боится опускать голову или лицо в воду. Это существенно мешает процессу
обучения. Я обещаю дать ей конфету, если она намочит лицо. Когда она научится
свободно опускать в воду лицо, я буду давать ей конфету только после того, как
она опустит под воду всю голову. Пока мы находимся в начале процесса, иногда
она хочет заработать конфету и опускает лицо в воду, иногда она не хочет и
отказывается это делать.
Моя дочь - лучший бихевиорист, чем я. Я предположил,
что намочить лицо - значит опустить его в воду; она более точна в определении,
требуя награду за то, что, зачерпнув руками воду, поливает ею лицо. Я принимаю
ее поправку как дополнительный шаг в последовательности научения».
Итак, оперативное (оперантное) обусловливание -
процесс формирования поддержания определенногоповеденияпосредствомего следствия. Здесь важно не только то, что
представлено до реакции, но и то, что происходит после реакции. В приведенном
примере Скиннер старался обусловить (сформировать) поведение дочери, давая ей
конфеты, когда она выполняла определенные действия. Конфеты используются для
подкрепления ее поведения в воде. Если за каким-то поведением следует нечто,
что вызывает вероятность воспроизведения этого поведения, такое следование называется
подкреплением.
Для вас подкреплением может служить хорошая оценка и
одобрение - для того, чтобы обусловить ваше поведение (выучить материал); часто
вы это делаете не потому, что вам это нравится, а потому, что вы предвидите
последствия. Приведите примеры ситуаций, где ваше поведение обусловлено
ожидаемым последствием.
4. Социальное научение. Согласно теории бихевиоризма,
классическое и оперантное обусловливание являются универсальными механизмами
научения, общими для животных и человека. Отсюда бихеовиористы делали вывод о
том, что с помощью стимулов и подкреплений можно управлять поведением человека.
Поэтому дальнейшее развитие идей бихевиоризма привело к появлению
научающе-бихевиорального направления, впоследствии развитого и дополненного
Бандурой, сформировавшим концепцию так называемого унциального научения.
По Скиннеру, подкрепляющими стимулами могут быть
деньги, внимание, одобрение. Они оказывают сильное влияние на поведение
человека. Будучи мощным позитивным подкрепляющим стимулом, высокие оценки
способствуют достижению более высокой успеваемости. Подкрепление может быть
также негативным — это; в первую очередь, наказания. Наказание информирует о
том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает человеку
возможность научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим.
Это основное препятствие эффективному обучению. Наказание может временно
подавлять нежелательное или неадекватное поведение, однако поведение, за
которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность
быть наказанным. Этому легко найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепали
за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте.
Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить штраф и продолжать
свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля с радаром. Поэтому
Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод
для формирования желательного поведения и устранения нежелательного.
Закрепление пройденного материала
В чем взгляды Б. Скиннера на человеческую природу
отличаются от взглядов 3. Фрейда и А. Адлера?
Каково влияние подкреплений на поведение человека?
Почему часто наказание бывает неэффективным?
Что может послужить альтернативой наказанию?
Домашнее задание. «Изменение собственного поведения».
Вы можете повлиять на собственное поведение.
Попробуйте записать время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно
простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия.
Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В
течение недели каждый раз вы уделяете время этому делу и даете себе какое-то
поощрение: сладкое, главу занимающей вас книги, беседу с приятелем и пр.
Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.
Понаблюдайте, возрастет ли время, уделяемое этому
занятию. Подумайте, каковы возможные причины этого (если они есть).