Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 05:44:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Бихевиоризм. Урок психологии в 11 классе
10.05.2011, 13:22:58

Цель: познакомить учащихся с основными положениями теории бихевиоризма и социального научения. Дать представление о важности позитивного подкрепления как условия формирования желательного поведения.

Ход работы

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с другим подходом к исследованию личности и ее поведения, который получил название бихевиоризма (от английского Behaviour - поведение).

- Вспомните, пожалуйста, тему «Личность». Что влияет на раз­витие личности, ее поведение? .

1. Личность й поведение с точки зрения бихевиоризма. Действи­тельно, решающую роль в формировании поведения личности играют культурное, социальное, семейное и межличностное влияние. Опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Именно подходу к личности с позиции научения и посвящен наш урок.

Личность, с точки зрения бихевиоризма и теории научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накоплен­ный набор изученных моделей поведения.

Бихевиоральное направление занимается доступными непо­средственному наблюдению действиями человека как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других, тео­ретики бихевиоризма не считают нужным задумываться над психи­ческими процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принци­пиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. Один из основоположников концепции бихевиоризма - Б. Скиннер - утверждал, что поведение пред­сказуемо й контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних факторах в качестве причины действий человека.

- Согласны ли вы с представлением Скиннера о природе человека?

2. Стимул, реакция и обусловливание. Д. Уотсон - основопо­ложник бихевиоризма - еще в начале века заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Уотсон считал, что поведение человека - это система реакций на внешние воздействия. Знаменитая формула: стимул - реакция (S - R) в Даль­нейшем была модифицирована другими последователями этого направления (Э. Толмен, Э. Торндайк, Б. Скиннер) и стала выглядеть следующим образом: S - V - R. Новое звено реакции, описывающей поведение, было названо промежуточными переменными, к которым, по мнению Толмена, могли относиться цели субъекта, его намерения, образ ситуации. Позднее бихевиористы стали исследовать особый тип условных реакций, которые получили название инструментальных или оперантных.

По мнению Скиннера, существуют два основных типа поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул (классическое обусловливание) и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним (инструментальное или оперантное обусловливание поведения).

Та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на опре­деленный стимул, ситуацию. Хорошо знакомые всем примеры - это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию, а также дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между, стимулом, (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное. Это происходит всегда. Бывает, если на вас кричат, вы тоже повышаете голос и демонстрируете именно респондентное поведение (стимул - крик, реакция - ваше раздражение).

-Приведите, пожалуйста, свои примеры респондентного поведения.

3. Оперантное обусловливание. Оперантное поведение опреде­ляется событиями, которые следуют за реакцией, т.е. за поведением идет следствие, и ожидание этого следствия является причиной данного пове­дения. Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять, «выпрашивая» колбасу.

Обусловливание здесь зависит от того, что происходит после за­вершения некоего фрагмента поведения. Скиннер писал: «Оперативное (или оперантное) обусловливание - это не дергание за ниточки, чтобы человек танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек делает нечто, что повлияет на ситуацию, а это, в свою очередь, повлияет на него». Он приводит следующий пример, иллюстрирующий некоторые аспекты оперативного обусловливания: «Я стараюсь нау­чить мою маленькую дочь плаванию. Она любит воду, но не хочет или боится опускать голову или лицо в воду. Это существенно мешает процессу обучения. Я обещаю дать ей конфету, если она намочит лицо. Когда она научится свободно опускать в воду лицо, я буду давать ей конфету только после того, как она опустит под воду всю голову. Пока мы находимся в начале процесса, иногда она хочет заработать конфету и опускает лицо в воду, иногда она не хочет и отказывается это делать.

Моя дочь - лучший бихевиорист, чем я. Я предположил, что намочить лицо - значит опустить его в воду; она более точна в опреде­лении, требуя награду за то, что, зачерпнув руками воду, поливает ею лицо. Я принимаю ее поправку как дополнительный шаг в пос­ледовательности научения».

Итак, оперативное (оперантное) обусловливание - процесс фор­мирования поддержания определенного  поведения  посредством  его следствия. Здесь важно не только то, что представлено до реакции, но и то, что происходит после реакции. В приведенном примере Скиннер старался обусловить (сформировать) поведение дочери, давая ей кон­феты, когда она выполняла определенные действия. Конфеты исполь­зуются для подкрепления ее поведения в воде. Если за каким-то по­ведением следует нечто, что вызывает вероятность воспроизведения этого поведения, такое следование называется подкреплением.

Для вас подкреплением может служить хорошая оценка и одобрение - для того, чтобы обусловить ваше поведение (выучить материал); часто вы это делаете не потому, что вам это нравится, а потому, что вы предвидите последствия. Приведите примеры ситуаций, где ваше поведение обусловлено ожидаемым последствием.

4. Социальное научение. Согласно теории бихевиоризма, клас­сическое и оперантное обусловливание являются универсальными ме­ханизмами научения, общими для животных и человека. Отсюда бихеовиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно управлять поведением человека. Поэтому дальнейшее развитие идей бихевиоризма привело к появлению научающе-бихевиорального направления, впоследствии развитого и дополненного Бандурой, сформировавшим концепцию так называемого унциального научения.

По Скиннеру, подкрепляющими стимулами могут быть деньги, внимание, одобрение. Они оказывают сильное влияние на поведение человека. Будучи мощным позитивным подкрепляющим стимулом, высокие оценки способствуют достижению более высокой успевае­мости. Подкрепление может быть также негативным — это; в первую очередь, наказания. Наказание информирует о том, чего не надо де­лать, но не сообщает, что делать. Оно не дает человеку возможность научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению. Наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, од­нако поведение, за которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность быть наказанным. Этому легко найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепали за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить штраф и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет пат­руля с радаром. Поэтому Скиннер рекомендовал позитивное подкреп­ление как наиболее эффективный метод для формирования желатель­ного поведения и устранения нежелательного.

Закрепление пройденного материала

В чем взгляды Б. Скиннера на человеческую природу отличаются от взглядов 3. Фрейда и А. Адлера?

Каково влияние подкреплений на поведение человека?

Почему часто наказание бывает неэффективным?

Что может послужить альтернативой наказанию?

Домашнее задание. «Изменение собственного поведения».

Вы можете повлиять на собственное поведение. Попробуйте записать время, которое вы тратите на различного рода работу. Дос­таточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия. Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели каждый раз вы уделяете время этому делу и даете себе какое-то поощрение: сладкое, главу занимающей вас книги, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.

Понаблюдайте, возрастет ли время, уделяемое этому занятию. Подумайте, каковы возможные причины этого (если они есть).

Подведение итогов.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: конспект урока психологии, открытый урок, урок психологии, школьный психолог, учителю психологии, иду на урок, психология для детей
Просмотров: 2803 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0